Свет заставили гнуть кремниевый мостик

Ученые создали микроскопический переключатель, для изменения положения которого используется свет. Статья ученых появилась в журнале Nature Nanotechnology, а ее краткое изложение приводит ScienceNOW.
Миниатюрный переключатель под электронным микроскопом. M. Bagheri/Nature Nanotechnology

Устройство представляет собой кремниевый мостик-резонатор с линейными размерами 10 микрометров в длину, 0,5 микрометра в ширину и 110 микрометров в толщину. Мостик располагался между двумя стеклянными "берегами", которые немного сдавливали его с двух сторон. В результате, под действием возникшего напряжения он был выгнут вниз.

Используя световые импульсы разной длины, ученые могли усиливать и ослаблять вибрации моста. В результате, последовательность импульсов обеспечивала переключение миниатюрного устройства между двумя положениями - выгнут вниз или выгнут вверх (это положение также является стабильным).

По словам ученых, подобные устройства могут в будущем стать основой для ячеек памяти для оптических компьютеров - вычислительных устройств, в которых используются оптические импульсы вместо электрических. В теории такие системы могут оказаться более энергоэффективными и мощными по сравнению с существующими компьютерами.

В октябре 2009 года в журнале Nature появилась статья, в которой ученые описали так называемый микроволновый диод. Это устройство способно пропускать электромагнитное излучение микроволнового спектра только в одном направлении. Создание оптического аналога (то есть диода, работающего в видимом диапазоне) является в настоящее время одной из главных препятствий на пути создания квантовых компьютеров.