Коллайдер вскоре должен почувствовать бозон Хиггса

Большой адронный коллайдер (БАК) набрал достаточное количество данных, которое уже позволяет почувствовать бозон Хиггса - гипотетическую частицу, поиск которой является одной из главных задач ускорителя, сообщает РИА "Новости".

Согласно данным, которые выводятся на онлайновый монитор состояния коллайдера, ускоритель достиг значения накопленной светимости в пять обратных фемтобарн.

Для "поимки" бозона Хиггса ученые должны накопить достаточно большую статистику - набрать достаточно большую интегральную (накопленную) светимость, то есть данные о столкновении частиц в ускорителе. Шансы обнаружить бозон Хиггса будут высоки, когда коллайдер достигнет интегральной светимости от пяти до десяти обратных фемтобарн.

Вероятность того или иного события в физике частиц зависит от сечения процесса, то есть, грубо говоря, площади столкновений. Единица измерения сечения - барн, равный 10^-28 квадратных метров.

Интегральная светимость - количество частиц, пролетевших в коллайдере за определенное время, - измеряется в обратных Барна, чтобы было можно определить, сколько раз за этот срок может произойти событие с тем или иным сечением. Например, при интегральной светимости 100 обратных фемтобарн некоторый процесс с сечением в один фемтобарн произойдет 100 раз. Однако из-за "неидеальности" детекторов количество зарегистрированных событий может быть значительно меньше.

Пять обратных фемтобарн соответствуют примерно 350 квадриллионам столкновений протонов.

В начале сентября Гвидо Тонелли (Guido Tonelli), официальный представитель коллаборации CMS, группы физиков, работающих на одноименном детекторе, не исключил, что физики смогут обнаружить признаки существования бозона Хиггса (или опровергнуть его существование) уже к Рождеству 2012 года.

Бозон Хиггса - последний недостающий элемент современной теории элементарных частиц, так называемой Стандартной модели. Это гипотетическая частица отвечает за массы всех других элементарных частиц. Однако теория не позволяет точно установить массу бозона Хиггса. Ученые рассчитывают, что найти эту частицу (или убедиться в том, что ее не существует) позволят эксперименты на Большом адронном коллайдере (БАК).

В 27-километровом кольце коллайдера, расположенного в ЦЕРНе на границе Франции и Швейцарии, сталкиваются протоны, летящие навстречу друг другу. В результате столкновений образуются "ливни" других частиц, которые фиксируют детекторы. Анализируя данные с детекторов, физики могут понять, какие частицы рождались в столкновениях.

Напомним, что результаты экспериментов на Большом адронном коллайдере выдали первую сенсацию, причём, вопреки ожиданиям, она получилась с отрицательным смыслом.