Геном чумной палочки рассказал об эволюции страшной болезни

Между 1347 и 1351 годами в Европе бушевала «Чёрная смерть» — чума, унёсшая жизни 30 миллионов человек, которую вызвала чумная палочка. Международная группа учёных расшифровала геном палочки и исследовала её взаимосвязь с современными версиями микроорганизма.

Чтобы провести исследование, учёные взяли ткани зубов людей, убитых инфекцией в XIV веке. Братская могила на 2500 человек была вскрыта в 80-е годы прошлого столетия (фото Museum of London Archaeology).

Генетики собрали 99% генома древней бактерии Yersinia pestis и выяснили, что большинство существующих ныне штаммов – прямые потомки того патогена, что выкосил в средние века от 30% до 60% населения Европы.

У «новичков» отсутствуют уникальные мутации, которые могли бы объяснить, почему в наше время бактерия не представляет прежней угрозы.

Ежегодно в мире чумой заболевают порядка трёх тысяч человек, 85% из них выздоравливают, отмечает National Geographic. Современные антибиотики в состоянии побороть медленно эволюционирующую бактерию (фото Science Photo Library).

Таким образом, получается, что в эпидемии чумы нужно винить не невиданную «убойную силу» (вирулентность) Y. pestis, а другие факторы, например, восприимчивость людей к инфекции (организмы людей средневековья впервые познакомились с Y. pestis), распространение грызунов и вшей, царившую тогда антисанитарию.

Юлия Рудый, Membrana.ru