В Италии началось строительство коллайдера-фабрики мезонов

В Италии приступили к строительству "фабрики" по производству B-мезонов под названием SuperB. Об этом сообщает Nature News.
Схема колец, проходящих по территории университета. Иллюстрация с сайта SuperB

Строительство ведется на территории Римского университета Тор Вергата. В рамках проекта планируется создать два кольца (1,3 километра каждое), которые будут использоваться для разгона электронов и позитронов. Пучки элементарных частиц будут сталкиваться для получения B-мезонов. Строительство ускорителя займет около 15 лет.

Светимость коллайдера (среднее количество столкновений на единицу площади сечения пучка за секунду) будет как минимум на два порядка превосходить все прежние эксперименты. В частности, создатели сравнивают свою фабрику с американским экспериментом BaBar в Национальной ускорительной лаборатории имени Ферми (он прекратился в апреле 2008 года), а также японским экспериментом Belle.

В сообщении Nature News отдельно подчеркивается, что проект в настоящее время испытывает финансовые трудности. Так, итальянское правительство выделило на строительство 250 миллионов евро. При этом окончательная цена ускорителя будет колебаться в пределах от 450 до 600 миллионов евро.

Недостающие средства планировалось получить от партнеров - в строительстве SuperB, например, принимают участие американцы. Среди прочего они предоставили некоторые приборы, оставшиеся от проекта BaBar, которые можно использовать при строительстве нового эксперимента. Вместе с тем из-за кризиса они отказались участвовать деньгами. Nature News сообщает, что итальянцы, среди прочего, ведут переговоры с Россией.

В рамках экспериментов на SuperB физики надеются уточнить многие вопросы, касающиеся B-мезонов. Кроме этого исследователи смогут искать следы ранее неизвестных частиц по их воздействию на уже известные процессы, например, на распад все тех же мезонов.

Примечательно, что многие итальянские ученые выступили с критикой нового проекта - по их мнению, затраты не стоят ожидаемых научных результатов. Некоторые специалисты предлагают сконцентрироваться на других проектах - поиске гравитационных волн в рамках эксперимента Virgo, а также изучении темной материи в лабораториях Гран-Сассо (там, среди прочего, установлен детектор OPERA, который недавно зарегистрировал сверхсветовые нейтрино).

Нобелевскую премию по физике присудили за космические исследования