Теория относительности подтверждена светом ста тысяч галактик

Несмотря на то, что на этой неделе были опубликованы результаты научной работы, говорящие о том, что скорость света не является предельной, списывать со счетов работы Альберта Эйнштейна пока рано. Изложенные в Общей теории относительности (ОТО) предположения относительно механизмов работы гравитации были проверены командой датских ученых на объектах космического масштаба. Вместе с эйнштейновской теорией была проверена и альтернативная теория, которую также удалось подтвердить.

В рамках программы ученые из института Нильса Бора обработали данные о 8 тыс. скоплений, зарегистрированных в каталогах SDSS (Sloan Digital Sky Survey), количество галактик превысило 120 тыс. В ходе исследования специалисты изучали гравитационное красное смещение, то есть смещение видимого излучения в красный конец спектра под действием гравитации. Сложность в его измерении заключается в том, что на гравитационное красное смещение также накладывается красное смещение, которое вызывается расширением Вселенной. Также некоторые «помехи» привносит эффект Доплера, который имеет место из-за движения галактик друг относительно друга.

Согласно постулатам ОТО, гравитация должна оказывать больше воздействие на свет, исходящий от галактик, расположенных в центре скопления, чем от тех, которые находятся с краю. Подвергнув полученные результаты статистическим методам обработки, ученые выяснили, что полученное гравитационное смещение полностью укладывается в предсказанные ОТО пределы. Кроме того, подтвердились и предположения, выдвинутые в рамках теории f(R)-гравитации – модифицированной гравитационной теории, которая объясняет ускоренное расширение Вселенной без применения понятий темной материи и темной энергии.

Иван Терехов, 3DNews