Болезнь Альцгеймера можно диагностировать по ранней утрате обоняния, считают биологи

Американские биологи выяснили, что болезнь Альцгеймера расправляется с человеческим обонянием еще до того, как ее основной патоген - белковые бляшки бета-амилоида - начинает накапливаться внутри нервных клеток мозга, что может помочь в ранней диагностике заболевания. Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Journal of Neuroscience, передает РИА "Новости".

Леонардо Беллушио из Национального института неврологических нарушений и инсультов в городе Бетесда (США) и его коллеги пришли к такому выводу, проследив за развитием болезни Альцгеймера у мышей, в геном которых был встроен дефектный человеческий ген, связанный с этим заболеванием.

Такой его вариант встречается у пациентов с так называемой "ранней", передающейся генетическим путем, формой болезни.

Согласно популярной среди медиков гипотезе, болезнь Альцгеймера вызывается накоплением патогенного вещества - белка бета-амилоида - внутри нейронов. Этот пептид образуется из "обрезков" белка APP, который участвует в процессах починки поврежденных нейронов и формировании долговременных связей между ними. Нарушения в переработке "старых" молекул этого белка приводят к появлению бляшек бета-амилоида и уничтожению нервных клеток.

Беллушио и его коллеги установили, что через три недели после рождения мыши с человеческим геном APP потеряли в четыре раза больше клеток центра обоняния по сравнению со своими "дикими" сородичами. При этом погибли не все клетки, а только некоторые из них, в останках которых наблюдалась высокая концентрация белка APP.

Таким образом, причиной смерти этих нейронов послужили некие внутренние процессы, а не внешние, как это было бы при появлении амилоидных бляшек. Ученые полагают, что нервные клетки погибли из-за дефектов в молекулах белка APP, которые располагались на стенке этих нейронов.

Эта гипотеза подтверждается тем, что обонятельные нейроны перестали гибнуть после "выключения" аномального гена при помощи ретровируса. Биологи полагают, что блокирование белка APP поможет защитить и другие виды нейронов.

"Трудности с распознаванием и различением запахов являются одним из первых симптомов болезни Альцгеймера. Эти признаки могут быть использованы медиками для ранней диагностики этого заболевания", - заключает Беллушио, чьи слова приводит пресс-служба Общества нейрофизиологов.

В декабре минувшего года американские ученые из Техасского университета путем длительных экспериментов и исследований добились восстановления памяти и слуха у мышей, страдающих болезнью Альцгеймера. А в 2009-м году британские исследователи сообщили об обнаружении трех новых генов в организме людей, активация которых в 20% случаев приводит к возникновению болезни Альцгеймера.

Болезнь Альцгеймера – одно из наиболее тяжелых заболеваний, начинающихся в пожилом и старческом возрасте. Болезнь Альцгеймера характеризуется постепенно нарастающим ухудшением памяти и других интеллектуальных функций. В основе заболевания лежит комплекс нарушений в головном мозге, приводящих к прогрессирующей гибели нервных клеток. При отсутствии лечения болезнь неуклонно прогрессирует и приводит к разрушению всех психических функций.

Болезнь Альцгеймера развивается постепенно. Первым проявлением заболевания являются нарушения памяти и внимания. Как правило, уже на ранних стадиях болезни страдает ориентировка во времени. В других случаях болезнь начинается с изменений характера пожилого человека. Он становится грубым, эгоистичным, апатичным, стираются присущие ранее личностные особенности. Наконец, первыми проявлениями болезни Альцгеймера могут быть бред или галлюцинации, а также затяжные депрессии.

На ранней стадии болезни Альцгеймера пациенты редко попадают к врачу, особенно если отсутствуют психические нарушения. Как правило, родственники больного рассматривают нарушения памяти и изменения характера как проявления естественного старения. Между тем, лечение, начатое на ранней стадии болезни Альцгеймера, наиболее эффективно.