Коричневый карлик показал астрономам пятно

Астрономы обнаружили в атмосфере коричневого карлика колоссальный ураган. Статья ученых подана в журнал The Astrophysical Journal (pdf), а ее краткое изложение приводит ScienceNOW.
Атмосферные явления на коричневом карлике. Иллюстрация Jon Lomborg/University of Toronto

Объект, получивший обозначение 2MASS J21392676+0220226, располагается на расстоянии 47 световых лет от Земли. Он относится к так называемым коричневым карликам спектрального класса T. Отличительной особенностью этих объектов является присутствие в спектре излучения линий метана и угарного газа, а также крайне низкая температура поверхности - порядка 700-1300 кельвинов.

В течение 100 дней ученым удалось обнаружить колебания яркости карлика, которые составляли порядка 30 процентов. Анализ данных, собранных инфракрасной камерой, установленной на 2,5-метровом телескопе на обсерватории Лас-Кампанас, позволил установить, что эти вариации вызываются пятнами на поверхности карлика (а не прохождением по его диску другого небесного тела).

По мнению ученых, речь идет о мощном урагане, аналогичном Большому красному пятну на Юпитере. Согласно современным представлениям, основой для формирования подобного рода атмосферных явлений может служить кремниевая и металлическая пыль. По словам ученых, дальнейшие наблюдения вкупе с математическими моделями могут в теории позволить рассчитать скорость ветра в подобного рода ураганах.

Коричневый карлик представляет собой недозвезду - тело, масса которого недостаточна для того, чтобы запустить термоядерные реакции, поддерживающие горение светил. Карлики делятся по спектральным классам. В конце августа 2011 года ученые впервые обнаружили представителя самого холодного типа коричневых карликов - спектрального класса Y. Температура одного такого объекта, WISE 1828+2650, расположенного в созвездии Лиры, составляет порядка 25 градусов по Цельсию.