Солнечные вспышки приносят в три раза больше энергии, чем считалось ранее

Наблюдения с космической обсерватории NASA SDO (Solar Dynamics Observatory) свидетельствуют, что мощные взрывные процессы на Солнце - солнечные вспышки - приносят к границе земной атмосферы более чем в три раза больше энергии, чем считалось ранее, заявляют американские ученые, сообщает РИА "Новости".

Солнечными вспышками называют мощные процессы выделения энергии в атмосфере Солнца в виде оптического, ультрафиолетового, рентгеновского и гамма-излучения, протонов и электронов высоких энергий, выбросов плазмы.

Заряженные частицы, достигая Земли, могут "убить" электронику космических аппаратов, вызывают возмущения в её магнитном поле - магнитные бури, которые приводят к обрывам радиосвязи, и затруднениям в работе навигационных систем.

До появления SDO энергия солнечных вспышек измерялась главным образом в рентгеновском диапазоне, с помощью спутников GOES. По этому параметру вспышки делятся на пять классов: A, B, C, M и X.

Минимальный класс A0.0 соответствует мощности рентгеновского излучения на орбите Земли в 10 нановатт на квадратный метр. При переходе к следующей букве мощность увеличивается в десять раз. Именно рентгеновский пик считается пиком вспышки в целом.

Солнечная обсерватория SDO способна следить за процессами на Солнце сразу в нескольких диапазонах, что позволило ученым впервые проследить за историей вспышки не только в рентгене.

"Мы обнаружили пики, которые не совпадают с рентгеновскими", - заявил Том Вудс из университета Колорадо, ведущий автор статьи, которая будет опубликована в Astrophysical Journal.

Вудс и его коллеги исследовали 191 солнечную вспышку, произошедшую с мая 2010 года, за каждой из них они следили в течение нескольких часов после ее главной фазы, каждые 10 секунд делая "снимки" в нескольких диапазонах.

Ранее существовавшие инструменты могли делать измерения только каждые 90 минут и только в одном из диапазонов.

Как оказалось, около 15% вспышек имели "длинный хвост" - они продолжались минуты, а иногда и часы после того, как главная фаза вспышек заканчивалась.

Существование этой поздней фазы означает, что солнечные вспышки выбрасывают в космос значительно больше энергии, чем считалось.

В ходе этих поздних фаз ученые обнаружили вторичные пики энерговыделения в других диапазонах, помимо рентгеновского. На снимках также были обнаружены дополнительные корональные петли - потоки плазмы вдоль магнитных силовых линий.

Полученные данные могут привести к значительной переоценке энергетики Солнца.

В частности, во время одной из солнечных вспышек, произошедшей 3 ноября 2010 года, количество энергии, достигшей земной атмосферы, по данным SDO оказалось в 3,3 раза выше, чем по данным "традиционных" инструментов.

Аппарат SDO был запущен 11 февраля 2010 года и является самым совершенным инструментом исследования Солнца. В ходе миссии, рассчитанной на пять лет, он изучает магнитное поле Солнца и его влияние на атмосферу Земли и климат, "космическую погоду".

Напомним, что руководитель центра прогнозов космической погоды Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн (ИЗМИРАН) Сергей Гайдаш вчера, 7 сентября, сообщил, что на Солнце произошли две большие вспышки, которые могут привести к магнитной буре в пятницу, 9 сентября.

Напомним, в конце июня британские учёные предупредили правительство страны о том, что в ближайшие 18 месяцев на Землю обрушится сильнейшая за последние 150 лет магнитная буря, вызванная масштабными вспышками на Солнце. Самая сильная за последние 5 лет магнитная буря началась на Земле в ночь на 6 августа.