Планета за пределами солнечной системы

Очень большой телескоп (VLT) позволил астрономам получить первое прямое изображение планеты, расположенной за пределами Солнечной системы.

Она вращается вокруг коричневого карлика, находящегося в созвездии Гидры. Ученым даже удалось установить параметры этой системы, передает сайт Газета.ru.

Сделанные астрономами из Gemini Observatory на Гавайях и Steward Observatory в Туксоне, Аризона открытия совершались на протяжении трех лет. Сначала, 28 августа 2004 года и 26 апреля 2005-го, ученым удалось получить непосредственное, прямое изображение планеты, что для внесолнечной астрономии - сенсация. Затем путем долгих наблюдений удалось показать, что новооткрытая планета вращается вокруг коричневого карлика 2MASS J1207334-393254, который находится в созвездии Гидры.

Для исследования системы карлика ученые привлекли еще и чилийский VLT - Very Large Telescope. С его помощью удалось выяснить параметры системы.

Оказалось, что этот карлик расположен не так далеко от нас - всего в 59 парсеках (на данном этапе точность измерения составила - 7 парсек). Удалось определить и расстояние от планеты до "недозвезды": планета расположена от карлика почти в 50 раз дальше, чем Земля от Солнца - 46 астрономических единиц. Так как месторасположение системы зафиксировано, со временем погрешности в измерениях расстояний снизятся на 1-2 порядка, говорят ученые. Вычисленная температура карлика также соответствует современным представлениям об данных объектах. На так и не разгоревшемся солнце этой уникальной системы температура всего около тысячи градусов (полученный диапазон - 920-1540 К).

В 2006 году ученые из Южной Европейской обсерватории (ESO - European Southern Observatory) обнаружили коричневый карлик, находящийся почти в 15 раз ближе к Солнцу. Но этот карлик сам является спутником звезды. Система "SCR 1845-635 - коричневый карлик" находится на расстоянии 12,7 световых лет от Солнца. Однако и это не самый близкий к нам коричневый карлик. В январе 2003 года сразу два карлика удалось разглядеть около звезды Эпсилон Индейца, которая находится еще ближе - в 11,8 светового года. Но и у них никаких планет не видно.