В Казахстане обнаружена гигантская птица времён динозавров

Кости птицы, обитавшей на планете 83 миллиона лет назад и, вероятно, постоянно улепётывавшей от плотоядных динозавров, нашли на просторах… казахского музея британские палеонтологи.

Назвали доисторическую птаху Samrukia nessovi, в честь мифического казахского существа похожего на феникса (Самрук) и палеонтолога Льва Нессова.

Окаменелые кости нижней челюсти последней находки примерно в два раза больше, чем у страуса, самой крупной птицы современности (фото Naish/Dyke/CAU).

Находку совершил доктор Даррен Нейш (Darren Naish) и его коллеги из университета Портсмута. Ранее кто-то из сотрудников неназванного музея ошибочно приписал косточки овираптозавру. Но отсутствие зубов на челюсти и прочие характеристики свидетельствуют явно не в пользу страшных ящеров.

Изначально косточки были обнаружены в формации Бостобе, которая ныне является полупустыней, а во времена обитания гигантской птицы здесь была пойма реки. Рядом возвышался лес, о чём свидетельствуют находки окаменелой древесины (фото Biology Letters).

Кстати, это не первая находка такого рода. Предыдущая гигантская птица эпохи динозавров (Gargantuavis philoinos) была обнаружена во Франции в 1995 году. Она жила примерно 70 миллионов лет назад.

Теперь мы можем быть уверены, что в мезозое наземные птицы могли быть не только размером с ворону (коих обнаружено множество), гиганты тоже присутствовали, причём в двух разных регионах мира, а также что эти птахи обитали во времена мела бок о бок с нелетающими динозаврами (гадрозаврами, длинношеими зауроподами, тираннозаврами и другими), утверждают английские палеонтологи.

Учёные предполагают, что если птица была не способной к полёту, то её рост составлял около 2-3 метров, если же она могла летать, то размах её крыльев должен был бы быть около 4 метров. На картинке показаны два возможных внешних вида гигантской S. nessovi, в сравнении с человеком и «нормальной» птицей мезозоя (иллюстрация John Conway).

Исследователи не смогли определить, чем питалась S. nessovi (растениями, рыбами или же была всеядной). Прочие подробности — в статье авторов музейной находки, вышедшей в журнале Biology Letters, а также в блоге Даррена.

Юлия Рудый, Membrana.ru