Современные люди вытеснили неандертальцев количеством

Современные люди вытеснили из Европы неандертальцев, выиграв конкуренцию с ними количеством. Такой вывод сделала группа ученых, оценившая размер европейских популяций Homo sapiens и Homo neanderthalensis. Статья исследователей опубликована в журнале Science, а коротко о работе пишет портал ScienceNOW.
Предположительный внешний вид неандертальца. Изображение с сайта smu.edu

Возраст самых ранних из известных ученым останков неандертальцев в Европе составляет около 130 тысяч лет. Представители H. sapiens пришли в регион намного позже - около 40 тысяч лет назад. После появления современных людей европейские неандертальцы полностью вымерли приблизительно за 5 тысяч лет. Точные причины исчезновения H. neanderthalensis неизвестны, однако большинство специалистов полагают, что этот вид прямо или косвенно конкурировал с кроманьонцами за еду и другие ресурсы.

Авторы новой работы пытались оценить размеры популяций обитавших в Европе неандертальцев и современных людей, ориентируясь на несколько показателей, а именно на количество известных стоянок обоих видов, их размер и количество найденных там разнообразных артефактов. Последний показатель указывает на интенсивность освоения представителями рода Homo своего места обитания.

Ученые оценивали популяции, относящиеся к трем культурам - двум неандертальским и одной кроманьонской - присутствовавших в Европе в период от 55 тысяч до 35 тысяч лет назад. Оказалось, что число стоянок H. sapiens превышает число стоянок H. neanderthalensis от 5,5 до 4 раз, причем средний размер стоянок кроманьонцев превосходил размер стоянок неандертальцев вдвое. Интенсивность освоения стоянок кроманьонцами также была примерно вдвое выше аналогичного показателя для неандертальцев.

В своей работе исследователи приводят аргументы в пользу того, что каждая из трех описанных выше характеристик может расцениваться как независимый показатель для определения численности популяции древних людей. Соответственно, чтобы оценить размеры популяций H. sapiens и H. neanderthalensis, эти показатели необходимо перемножить. Проделав эту операцию, ученые заключили, что на каждого неандертальца в Европе приходилось десять кроманьонцев.

Совсем недавно другой коллектив исследователей представил доказательства того, что H. sapiens и H. neanderthalensis никогда не проживали вместе на территории Европы. Ученые опирались на радиоуглеродную датировку костей. Эти результаты, однако, противоречат результатам более ранних работ.