Одна из первых аудиозаписей раскрыла историю кукл Эдисона
Благодаря усилиям учёных мы снова можем услышать человеческий голос, запечатлённый 123 года назад. Эта запись связана с любопытной и малоисследованной страницей из жизни знаменитого изобретателя. И пусть имя говорящего осталось тайной, недавно удалось узнать — что же произносилось и, главное, зачем.
Неприметное кольцо из твёрдого олова, хранящееся в музее Эдисона (
Кольцо дошло до наших дней изрядно помятым, так что проиграть все его бороздки обычным способом не представлялось возможным. Но на помощь историкам пришли учёные Карл Хабер (Carl Haber) и Эрл Корнелл (Earl Cornell) из национальной лаборатории Лоуренса в Беркли (
По
Далее при помощи программы распознавания изображений учёные перевели «горы и ущелья» на поверхности олова в звук.
Оказалось, что кольцо хранит фрагмент популярной на Западе старинной детской песенки
Далее в дело вступили историки Патрик Фистер (Patrick Feaster) из университета Индианы (
В 1888 году
Первые заметки в дневнике, относящиеся к этому проекту, Эдисон сделал в сентябре 1888 года. В октябре там появились записи, по-видимому, отражающие ход работы над куклой. А 22 ноября того же года в газете New York Evening Sun вышла заметка
"Затем Эдисон завёл куклу-брюнетку с блестящими чёрными кудрями и сверкающими карими глазами. Эта кукла начала быстро повторять следующее: «Twinkle, twinkle, little star, How I wonder what you are, Up above the world so high, Like a diamond in the sky». («Мерцай-мерцай, маленькая звезда. Как я изумляюсь, что ты есть. Наверху мира, настолько высоко. Как алмаз в небе».) И она читала это с чувством и выражением", — сообщала газетная заметка.
Далее в ней уточнялось: «Две молодые дамы в комнате постоянно говорят с крошечными разговорными машинами, которые квалифицированный рабочий мог бы выпускать в больших количествах [...] Звук был записан на цилиндрические полоски металла 2,5 дюйма в диаметре, около одной восьмой дюйма в толщину и половины дюйма в ширину».
В другой газетной статье (
Итак, поскольку у Эдисона в то время не было жизнеспособной технологии масштабного тиражирования однажды сделанной записи звука, он нанял двух женщин с подходящими голосами, чтобы сделать так много записей, сколько, по его мнению, могло потребоваться, чтобы серийные говорящие куклы были выведены на рынок,
Фистер полагает — заметка в New York Evening Sun представляет собой самое раннее свидетельство найма человека для постоянного начитывания текста на фонограф. А сами «кукольные» песенки, стало быть, являлись первыми записями звука, предназначенными для широкой продажи.
New York Evening Sun объявила куклы совершенством и заявила: «Ничего не остаётся, кроме как производить их в больших количествах». В апреле 1890 года Эдисон действительно вывел свою куклу на рынок. Правда, в этот момент она оснащалась уже не металлическим носителем аудиозаписи, а восковым. Но проект начисто провалился. Никто не брал куклы, которые часто ломались, в числе прочего из-за слишком хрупкой, недолговечной записи.
Из всего проекта говорящих кукол до нашего времени дожила только единственная песенка на том самом оловянном кольце. Пропущенное слово на старой бумажке, пришпиленной к кольцу, это, по всей видимости, «кукла» (doll).
Детская песенка, конечно, не была первой записью голоса в истории. Но неудачный «кукольный опыт» фактически лежал у истоков индустрии массовой звукозаписи. Увы, он был забыт более чем на век, пока у людей не появилась техника, способная вернуть к жизни женский голос, читающий про маленькую звёздочку.