Для борьбы с астмой медики наняли бактерию

Немецкие и швейцарские учёные нашли необычный способ борьбы с астмой аллергической природы. Они заселили кишечник мышей бактериями вида Helicobacter pylori, которые повысили иммунитет грызунов.

Этот микроорганизм устойчив к действию желудочного сока и, по некоторым данным, он присутствует в кишечном тракте около половины жителей планеты. Как правило, такое «соседство» протекает бессимптомно, но стоит нарушить баланс, как у человека развивается гастрит, язва желудка и двенадцатипёрстной кишки и даже рак желудка.

Полноценное становление иммунной системы невозможно без достаточного количества аллергенов в окружающей среде. А в современных индустриальных странах ребёнка ограждают от их проникновения в организм с самого рождения. На этой фотографии в изменённых цветах один из таких полезных агентов – бактерия H. pylori (фото с сайта diasource-diagnostics.com).

В некоторых случаях при обнаружении этой бактерии врачи советуют уничтожить поселенца антибиотиками даже в отсутствие каких-либо симптомов. Теперь группа учёных выяснила, что такое бездумное отношение в некоторых случаях приводит к печальным результатам – появляется астма.

Мы нашли этот рекламный постер на чешском сайте, под ним были указаны названия препаратов и дозы для самолечения. Кстати, за открытие H. pylori в 1982 году учёные получили ни больше ни меньше, а Нобелевскую премию (иллюстрации с сайта stefajir.cz).

Медики провели эксперимент с двумя группами мышей. Одной они привили бактерии в течение нескольких дней после рождения, другой – во взрослом возрасте.

Исследование последствий показало, что привитые грызуны выработали иммунитет к инфекции: созрели дендритные клетки и началось накопление регуляторных Т-лимфоцитов, которые подавляют развитие астмы. Позднее им были не страшны аллергические агенты, вызывающие астму. В то же время защитные силы мышек, выращенных в стерильной среде, были значительно слабее.

Однако их иммунитет удалось повысить, когда им передали Т-лимфоциты инфицированных в детстве мышей. Тогда эти грызуны тоже смогли противостоять аллергическим формам астмы.

Ещё один эксперимент показал, что если грызунов лечили антибиотиками после фазы сенсибилизации, мыши вместе с потерей бактерий H. pylori лишались сопротивляемости заболеванию.

Это исследование отчасти подтверждает гипотезу, что в развитых странах столько людей страдает от аллергических заболеваний из-за слишком строгих гигиенических норм и других причин (курение, загрязнение воздуха, бездумное употребление антибиотиков), из-за которых исчезают особые виды микроорганизмов, населяющих тело человека.

Работа иммунологов из университета Цюриха (Universität Zürich) и Медицинского центра университета Майнца (Universitäts Medizin Mainz) вышла в Journal of Clinical Investigation.

Юлия Рудый, Membrana.ru