Придуман способ поиска упавших на Солнце черных дыр

Ученые предложили способ поиска черных дыр небольшой массы, образовавшихся вскоре после Большого взрыва (так называемые первичные черные дыры) и столкнувшихся с Солнцем. Статья исследователей, в которой они описывают разработанный ими метод, пока не опубликована в рецензируемом научном журнале, но ее препринт доступен на сайте arXiv.org.
Солнце. Фото SOHO - EIT Consortium, ESA, NASA

Черными дырами называют объекты, масса которых настолько велика, что они не отпускают от себя даже излучение. Соответственно, непосредственно наблюдать черные дыры нельзя - об их существовании ученые судят, в частности, по оказываемым ими гравитационным эффектам.

Наиболее распространенные типы черных дыр - это сверхмассивные черные дыры, которые располагаются в центре многих галактик, и черные дыры звездной массы, рождающиеся при коллапсе светил. Однако многие гипотезы предсказывают, что на ранних этапах развития Вселенной могли образовываться и более мелкие черные дыры, масса которых сравнима, например, с массой астероидов.

Теоретически, черные дыры таких скромных размеров можно наблюдать, ориентируясь на оказываемый ими эффект микролинзирования, или же регистрируя вспышки гамма-излучения, рождающиеся при "умирании" дыры. Однако до сих пор использование этих подходов не дало значимых результатов.

Авторы новой работы предложили новый метод поиска небольших черных дыр, масса которых сравнима с массой среднего астероида (около 10 21 граммов). В своих выкладках ученые показали, что при столкновении таких черных дыр с Солнцем звезда начинает слегка вибрировать на ультразвуковых частотах. При помощи современных приборов эти вибрации можно зафиксировать, причем не только у Солнца, но и у других звезд (столкновение черной дыры именно с Солнцем является довольно редким событием). Авторы отмечают, что свидетельства характерных вибраций можно обнаружить в уже собранных данных - они могли остаться незамеченными астрономами, так как до сих пор никто специально не искал такие вибрации.

Недавно другой коллектив исследователей предложил еще более экзотический способ поиска первичных черных дыр - ученые постулировали существование так называемых гравитационных атомов - микроскопических объектов, в основе которых лежит миниатюрная черная дыра. Отыскать такие атомы можно по испускаемому ими характерному излучению.