Ученые выяснили степень беспорядка различных языков

Ученые исследовали восемь языков из различных групп и пришли к выводу, что, несмотря на различные правила формирования предложений, изменение порядка слов одинаково снижает количество передаваемой информации. Этот результат означает, что вклад порядка слов в информативность языков является универсальным. Свои выводы исследователи опубликовали в статье в журнале PLoS ONE, а коротко о работе пишет Wired.
Фото с сайта gvc.edu

Порядок слов в предложениях в различных языках имеет разную значимость - если в русском, например, можно достаточно свободно менять слова местами, то в английском ограничений на очередность используемых слов заметно больше. То есть, порядок слов дает существенный смысловой вклад (наряду с собственно словами) в передаваемое при помощи языка сообщение.

Авторы новой работы решили проверить, насколько велик вклад порядка слов в различных языках. Ученые работали с 7077 текстами, написанными на восьми языках из пяти лингвистических семейств - английском, французском, немецком, финском, тагальском, шумерском, древнеегипетском и китайском. Используя математические модели, авторы определили, какое количество информации в каждом конкретном языке передается за счет порядка слов. Затем исследователи случайным образом перепутали все слова в текстах и вновь оценили количество информации в них - на этот раз основным ее носителем были сами слова.

Сравнив изменение информативности языков до и после нарушения правильного порядка слов, ученые заключили, что ее уменьшение приблизительно одинаково для всех языков. Иными словами, независимо от того, насколько значима очередность слов для формирования предложений, истинная информативность этого критерия одинакова для языков из различных семейств. Как полагают авторы, их выводы могут указывать, что формирование языка "завязано" на какие-то фундаментальные особенности мозга человека, и именно поэтому информативность различных компонент языка является универсальной.