Горы Япета оказались космическими осадками

Американские ученые объяснили появление хребта на Япете. Статья исследователей появится в журнале Icarus, а с ее препринтом можно ознакомиться сайте arXiv.org.
На поверхности Япета хорошо заметна кольцевая горная гряда. Изображение NASA

Спутник Сатурна Япет обладает как минимум двумя специфическими особенностями, которые вместе отличают его от остальных спутников и других тел солнечной системы. Первая - это разница в расцветке двух половин небесного тела (одна половина гораздо светлее другой), а вторая - экваториальный хребет (аналогичные есть у совсем небольших сатурнианских лун Атласа и Пана). Первую особенность астрофизики объяснили в конце 2009 года неравномерным нагревом поверхности луны и возгонкой льда. Теперь в рамках новой работы ученые предложили объяснение второй особенности Япета.

По словам исследователей, в прошлом Япет достаточно быстро вращался вокруг собственной оси (один оборот примерно за 16 часов - на это указывает сама форма спутника, утолщенного в районе экватора). Затем, с луной столкнулся другой, более мелкий спутник.

Это привело к образованию вокруг Япета кольца обломков, расположенных внутри так называемого предела Роша (внутри этого предела спутников у небесного тела существовать не может, так как их разрывает сила гравитации этого самого тела). Спустя некоторое время обломки осели на поверхность и образовали хребет, а выбившее их небесное тело покинуло окрестности Япета, что привело к замедлению его вращения до одного оборота за почти 80 дней.

Идея о том, что хребет Япета - это останки некогда существовавших колец, вообще говоря, не нова. Так, в конце 2010 года также появлялась гипотеза о том, что горы на спутнике - суть останки кольца вокруг нее. Источником такого кольца тогда назывался дочерний спутник, который постепенно разваливался на орбите Япета.

Военные США требуют компактные и недорогие камеры с широчайшим углом обзораВоенные США требуют компактные и недорогие камеры с широчайшим углом обзора