Учёные вывели полностью женский вид ящериц

Биологи воссоздали в лабораторных условиях эволюционный переход от двуполого к однополому размножению. Ранее о том, как он происходит в природе, исследователи могли лишь догадываться.

Представитель гибридного потомства. Учёные пока не определились, как назвать новый вид (фото William B. Neaves).

Питера Бауманна (Peter Baumann) из Института Стауэрса интересовал ответ на вопрос: является ли переход к партеногенёзу (когда яйцеклетки развиваются во взрослый организм без оплодотворения) эволюционным тупиком.

Многие биологи склонялись к этому мнению долгие годы. Однако только за последние 10 лет учёные обнаружили более 80 «однополых» групп рыб, амфибий и рептилий. Бауман также хотел понять, как в дикой природе появляются «унисекс-виды».

Питер и его команда повторили эксперимент 1967 года: они свели триплоидную (два набора хромосом от матери и один от отца) самку Aspidoscelis exsanguis с самцом A. inornata. В прошлом опыте биологи не проверили жизнеспособность потомства. А Бауманн со товарищи вырастили из шести полученных яиц четыре гибридные женские особи.

Все они позднее отложили яйца, то есть по сути клонировали себя, и со временем у американских биологов выросло четвёртое, вполне здоровое поколение «однополых» ящериц (к марту нынешнего года учёные присматривали за 68 самками и некоторым количеством новых яиц).

Слева: гибридная «дочка» между своими нормальными родителями. Справа: представители второго, третьего и четвёртого поколений (иллюстрация PNAS).

Этот род пресмыкающихся (Aspidoscelis) был выбран неслучайно: 7 из 12 его видов полностью женские. Учёные предполагали, что все они появились в ходе скрещивания «двуполых» близкородственных видов, при этом среди потомства были ящерицы, обладающие мутациями, которые позволяют им размножаться без помощи самцов. Ныне эта гипотеза, наконец-то, доказана в лаборатории (все прежние попытки не увенчались успехом).

Статья авторов эксперимента опубликована в PNAS.

Юлия Рудый, Membrana.ru