Биологи уличили орхидеи в двойном обмане мух

Орхидеи подсемейства циприпедиевые, произрастающие в горах юго-запада Китая, ради опыления своих цветков идут на двойную хитрость: и запахом и внешним видом сигнализируют опылителю о поддельной грибковой инфекции.

Чёрно-коричневые пятна на листьях орхидеи – мимикрия под заражённое грибком растение. Цветки добавляют реалистичности, испуская соответствующий запах (фото Zong-Xin Ren).

Единственные насекомые, помогающие размножению этих растений, – это грибные мушки, которые питаются поражёнными грибком листьями и плодами. Орхидеям приходится обманывать опылителей, причём сразу по двум фронтам.

«Впервые мы обнаружили орхидею, что использует для обмана одновременно листья и цветки. Кроме того, в опылителях у неё насекомое, которое раньше ни разу не уличали в подобной деятельности», — рассказывает один из авторов исследования Питер Бернхардт (Peter Bernhardt) из университета Сент-Луиса.

Учёные выяснили, что мухи, которые клюнули на приманку, улетают несолоно хлебавши, но зато в пыльце. Как правило, растения всё же дарят насекомым, способствующим их размножению, хоть что-то взамен, однако в данном случае этого не происходит.

Мушки-опылители, как и сами орхидеи, встречаются очень редко и находятся практически на грани вымирания. В ходе четырёхлетнего исследования биологам удалось поймать всего пять особей грибных мушек. В их ртах, на их головах и лапках были обнаружены споры грибков, пишут учёные в статье, вышедшей в журнале PNAS.

Цветки орхидей испускают в окружающую среду те же химические вещества, что и грибки, заражающие листья и плоды растений, а также «украшающие» эти места чёрными пятнами, добавляют биологи.

В будущем исследователи планируют выяснить, почему насекомые не заражают грибком посещённые растения и существует ли между этими тремя видами связь, определяющая немногочисленность мушек и циприпедиевых орхидей.

Юлия Рудый, Membrana.ru