Открыта ночная охота динозавров

Плотоядные ужасные ящеры выходили на охоту ночью. К такому выводу пришли американские палеонтологи после того, как изучили окаменелые глазницы нескольких дино и сравнили их с аналогичными частями современных птиц и рептилий.

Птерозавр Scaphognathus crassirostris кормился как в дневное, так и в ночное время (фото с сайта bbc.co.uk).

Специалисты из калифорнийского университета в Дэвисе (UC Davis) составили статистику по размерам склерального кольца для 164 современных созданий с ночной и дневной активностью. Кольцо это охватывает радужную оболочку у многих животных и косвенно указывает на размер зрачка, а значит и на количество собираемого света. Затем, выявив закономерности, учёные применили полученные соотношения к останкам древних ящеров — динозавров и также птерозавров.

Пара измерений (глазницы и склерального кольца) для 33 окаменелостей позволила установить, что разные архозавры были активны в различное время дня и ночи, сообщает BBC.

Мелкий хищный теропод Juravenator starki был ночным созданием (фото с сайта bbc.co.uk).

Один из авторов работы, биолог Ларс Шмиц (Lars Schmitz), говорит: «Вопреки тому, что считалось (мол, большинство динозавров были дневными), мы увидели практически всё: у нас были дневные создания, ночные и виды, активные и днём и ночью».

Выяснилось, что небольшие хищники (вроде велоцираптора), были, как правило, ночными животными (иногда «универсалами»). Ни одного чисто дневного плотоядного дино в данной выборке исследователям не попалось (но при этом крупные хищные ящеры в этой работе вовсе не рассматривались, ввиду отсутствия хороших окаменелостей склерального кольца).

Большие травоядные динозавры оказались способными на активность в любое время суток. Такой выбор крупных созданий логичен — им нужно было часто поглощать пищу, чтобы поддерживать крупные тела.

Птерозавры и ранние птицы (также попавшие в обзор), в основном, были дневными созданиями, но среди птерозавров учёным попадались и ночные, и «универсальные».

Одновременно палеонтологи торпедировали теорию, гласившую, что млекопитающие (большая часть которых активна ночью), развили такой образ жизни, чтобы избежать столкновения с хищными ящерами. Поскольку последние нередко выходили на охоту ночью, взаимосвязь оказывается куда более сложной, чем представлялось.

(Подробности новой работы можно найти в статье в Science и пресс-релизе университета.)