Жизнь «вышла» на сушу на 500 млн. лет раньше

Обнаруженные в районе шотландского озера Лох-Торридон окаменелые одноклеточные доказывают, что далёкие предки эукариот вышли из моря на сушу раньше, чем считалось, — миллиард лет назад.
Жизнь «вышла» на сушу на 500 млн. лет раньше | Наука и Технологии | СЕГОДНЯ
Окаменелые цианобактерии из Эоцена. Фото sciencephoto.com

Говорят, жизнь появилась на Земле 3,8 млрд лет назад. Самые важные этапы развития были пройдены в море: разделение на прокариот и эукариот, появление полового размножения, возникновение многоклеточности и т. д. Затем, около полумиллиарда лет назад, жизнь выбралась на девственную сушу, совершенно свободную от живых организмов (впрочем, могли быть незначительные «поселения» бактерий и сине-зелёных водорослей).

Находка британских палеобиологов из Оксфордского университета и Университета Шеффилда и американцев из Бостонского колледжа отодвигает время выхода жизни на сушу ещё на 500 млн лет назад.

В известном своей палеонтологической «плодовитостью» районе озера Лох-Торридон, что на северо-западе Шотландии, исследователи обнаружили окаменелые останки организмов, которые жили в доисторическом пресном водоёме примерно миллиард лет назад. Тут необходимо уточнить, что суша и её пресные озёра (реки, пруды и пр.) являются противоположностью морской среде обитания; жизнь в пресной среде и на суше для древнейших организмов была в равной степени трудна по сравнению с родной солёной средой. Так что вполне правомерно говорить о том, что пресноводные далёкие предки водорослей сумели выйти «на сушу».

Окаменелые одноклеточные отличаются от бактерий. Для них характерны специализированные структуры, такие как ядро, митохондрии и хлоропласты, необходимые для фотосинтеза. Учёные также утверждают, что эти организмы уже «узнали» про половой процесс, который значительно ускоряет эволюционное развитие. Более того, некоторые из этих окаменелых клеток складывались в сложносочинённые комплексы, что позволяет говорить о том, что они уже стояли на пути к многоклеточности. Возможно, именно эти организмы были предками зелёных водорослей и, далее, вообще всех зелёных растений Земли.

Возможно, рассуждает один из соавторов работы профессор Мартин Брэзер, некоторые ключевые события в развитии жизни, которые, как считалось ранее, произошли в древних морях, на самом деле имели место в подобных этому пресноводных озёрах. Здесь могло произойти объединение древних бактерий с родоначальниками эукариот, в результате чего получились митохондрии и хлоропласты (по одной популярной теории, эти клеточные органеллы произошли от симбиотических бактерий).

В течение 500 млн лет организмы, подобные обнаруженным в фосфатных отложениях по берегам шотландского озера, в буквальном смысле подготавливали почву для предков лишайников и мхов, которые и перерезали красную ленточку между морем и сушей.