Астрономы впервые поймали поляризованный свет от чёрной дыры

В короне известной чёрной дыры учёные выявили загадочный источник сильно поляризованных гамма-лучей. Разгадка их происхождения поможет больше узнать о чёрных дырах и процессах, протекающих близ горизонта событий.

Объект Лебедь Х-1 расположен в 6000 световых годах от Солнца (фото Marshall Space Flight Center).

Исследователи из Франции, Германии, Испании и США получили новые данные о галактическом рентгеновском источнике Лебедь X-1 (Cygnus X-1). Это один из самых известных и изученных объектов такого рода. Он представляет собой пару чёрная дыра — голубой сверхгигант. Чёрная дыра затягивает к себе звёздный ветер от сверхгиганта. Вещество закручивается в аккреционный диск, разогревается и порождает излучение, фиксируемое уже довольно давно.

Теперь в этой картине появился принципиально новый компонент. При помощи европейского спутника-телескопа Integral авторы работы открыли в короне чёрной дыры (области пространства менее 800 километров диаметром) гамма-излучение с сильной поляризацией.

Астрономы считают, что это излучение является синхротронным и служит подписью очень сильного магнитного поля, существующего близ горизонта событий чёрной дыры Лебедь X-1.

Ранее теоретики только предполагали, что такое поле может существовать у чёрных дыр, теперь это представление получило подтверждение на опыте.

«Это мощное магнитное поле вблизи горизонта событий Лебедя Х-1 может фокусировать частицы, падающие в чёрную дыру, и выбрасывать их прочь», — информирует Space.com. Таким образом, сильно поляризованные гамма-лучи могут быть побочным продуктом рождения джетов.

Пока это только версия, которая должна подтолкнуть астрономов к более пристальному анализу Лебедя Х-1. (Детали открытия раскрывает статья в Science.)