Ученые столкнули два астероида на Земле

Ученые смоделировали на Земле столкновение двух астероидов. Используя две гранитные глыбы, подвешенные как маятники на тросах, астрономы оценивали, как изменяется скорость движения камней после столкновения. Работа исследователей опубликована в журнале Icarus, а коротко о ней пишет портал Space.com.
Подготовка к эксперименту. Фото Southwest Research Institute in Boulder, Colo

Ученые, исследующие механику столкновения астероидов, чаще всего работают с математическими моделями. Часть параметров столкновений исследователи принимают как константы - например, считается, что соотношение скоростей движения астероидов после и до "встречи" составляет 0,5. Эта цифра была выведена из анализа столкновений небольших камней.

Авторы новой работы решили экспериментально проверить, верно ли это соотношение для более крупных астероидов. В своих опытах специалисты использовали два шарообразных куска гранита диаметром один метр и массой 1,3 тысячи килограммов. Камни подвешивались на кранах при помощи тросов, разводились на различное расстояние и сталкивались друг с другом. Весь процесс снимался на видео.

В общей сложности ученые провели 108 столкновений, из которых результативными в плане информации оказались 66. Остальные попытки либо прошли не так, как было запланировано, из-за ветра, либо их не удалось как следует запечатлеть на камеру. Согласно полученным в ходе экспериментов данным, соотношение скоростей движения астероидов размером около метра после и до столкновения составляет 0,83.

В будущем исследователи планируют провести аналогичные эксперименты, используя камни другого размера и формы (в космическом пространстве практически не встречаются идеально сферические астероиды). Кроме того, ученые рассматривают вероятность проведения эксперимента в условиях микрогравитации, которые можно создать в ходе полета на самолете (в 2007 году таким способом побывал в невесомости известный физик и популяризатор науки Стивен Хокинг).