На Венере обнаружены разряды молний

Европейский космический зонд Венера-Экспресс, работающий на орбите Венеры, подтвердил давнюю догадку астрономов - на этой планете существует такое атмосферное явление, как молнии, причем практические наблюдения показывают, что молнии на Венере являются довольно обычным явлением.

Ученые говорят, что хотя Венера является самой близкой к Земле планетой, исследование её поверхности началось совсем недавно. Дело в том, что от взгляда земного наблюдателя поверхность планеты скрыта облачным покровом. Впрочем, даже если бы не было облаков, атмосфера Венеры настолько плотная, что сквозь неё разглядеть поверхность не удалось бы.

Атмосфера Венеры состоит в основном из углекислого газа (96 %) и азота (почти 4 %). Водяной пар и кислород содержатся в ней в следовых количествах (0,02 % и 0,1 %). Давление у поверхности достигает 93 атмосфер, температура — 737 К, что превышает температуру поверхности Меркурия, находящегося вдвое ближе к Солнцу. Причиной столь высокой температуры на Венере является парниковый эффект, создаваемый плотной углекислотной атмосферой.

Плотность атмосферы Венеры всего в 14 раз меньше плотности воды. Интересно, что, несмотря на медленное вращение планеты, перепада температур между дневной и ночной стороной планеты не наблюдается — настолько велика тепловая инерция атмосферы.

Облачный покров расположен на высоте 30 — 60 км и состоит из нескольких слоёв. Их химический состав пока не установлен. Предполагается, что в них могут присутствовать капельки концентрированной серной кислоты, соединения серы и хлора. Измерения, проведённые с борта космических аппаратов, спускавшихся в атмосфере Венеры, показали, что облачный покров не очень плотный, и, скорее, напоминает лёгкую дымку.

Астрономы говорят, что около 30 лет назад первый венерианский аппарат обнаружил наличие в атмосфере признаков электрической активности, которые с одной стороны могли говорить о разрядах молний, а с другой - всего лишь являться эффектом интерференции. Теперь же магнитная антенна Венеры-Экспресс совершенно точно указала на то, что электрические явления - это разряды молний.

Специалисты говорят, что факт наличия молний на Венере может существенно изменить представление об атмосфере этой планеты, так как электричество довольно сильно влияет на состав атмосферы планеты.

В отличие от земных молний, разряды которых редко бывают выше 5-7 километров, венерианские молнии возникают на высоте около 65 км над поверхностью планеты.