Большой адронный коллайдер возобновил свою работу после "рождественских" каникул

Большой адронный коллайдер после зимних каникул и нескольких недель тестов вышел на нормальный режим работы, говорится в сообщении в официальном микроблоге Европейской организации ядерных исследований (CERN), передает РИА "Новости".

"Сезон физических исследований 2011 года начался", - говорится в сообщении.

Коллайдер, который начал работать в феврале 2010 года после нескольких месяцев калибровки, ликвидации мелких неполадок, в декабре того же года завершил свой первый рабочий год и был остановлен до середины февраля 2011 года.

В минувшем году ускоритель работал на половинной энергии - 3,5 тераэлектронвольта на пучок, в то время как проектная энергия составляет 7 тераэлектронвольт на пучок. На этой энергии коллайдер будет работать и в 2011 году.

Ученые начали тестировать оборудование и готовить ускоритель к запуску после каникул в середине февраля. Коллайдер был вновь охлажден до рабочей температуры 1,9 кельвина, 19 февраля в нем вновь начали циркулировать пучки протонов.

Позже энергия пучков протонов была впервые после каникул увеличена до 3,5 тераэлектронвольт на пучок. Пока светимость пучков - количество протонов в секунду - относительно низка, всего лишь 10 в 10 степени частиц в секунду на квадратный сантиметр (штатная светимость составляет около 10 в 32 степени частиц). Однако ученые постепенно будут увеличивать светимость, концентрируя пучок с помощью специальных устройств- коллиматоров.

Большой адронный коллайдер, стоимость создания которого превысила 6 миллиардов евро, - самый большой в истории ускоритель элементарных частиц, созданный для получения принципиально новых данных о природе материи и фундаментальных физических законах. Слово "коллайдер" образовано от английского слова collide - "сталкивать", и означает, что в нем сталкиваются летящие в противоположные стороны частицы, а не пучок частиц и неподвижная мишень, по-другому этот термин звучит как "ускоритель на встречных пучках".

Создание установки началось в конце 1990-х годов, а в сентябре 2008 года он был торжественно запущен - физики успешно провели пучки протонов в обоих направлениях, однако уже через неделю на ускорителе произошла крупная авария, связанная с выходом одного из магнитов из сверхпроводящего состояния. Ремонт коллайдера и его модернизация, в частности, установка системы QPS для защиты от повторения подобных аварий, заняли более 14 месяцев и потребовали 40 миллионов долларов.

После повторного запуска в ноябре 2009 года на БАК были достигнуты рекордные энергии столкновений.

21 сентября прошлого года впервые после запуска коллайдера учёные обнаружили принципиально новый эффект, не предсказанный существующей теорией - среди сотен частиц, рождающихся при столкновениях протонов, были обнаружены пары, движения которых по неизвестной причине связаны друг с другом.

В конце октября физики с помощью детектора CMS впервые зафиксировали рождение двух Z-бозонов - одно из событий, которые могут свидетельствовать о существовании "тяжёлого" варианта бозона Хиггса. Бозон Хиггса - последний недостающий элемент современной теории элементарных частиц, так называемой Стандартной модели. Эта гипотетическая частица отвечает за массы всех других элементарных частиц.

В начале ноября на коллайдере также были впервые проведены эксперименты по столкновению пучков тяжёлых ионов - атомов свинца с "ободранной" электронной оболочкой. Одна из главных целей таких экспериментов - изучить особое состояние вещества, так называемую кварк-глюонную плазму, из которой состояла Вселенная до того момента, когда возникли элементарные частицы, протоны и нейтроны.