Теоретики связали звёзды кротовыми норами

Учёные показали принципиальную возможность существования компактных астрофизических объектов типа «кротовая нора плюс звезда». В отличие от ранее рассмотренных моделей, такая топологическая особенность в пространстве-времени соединяет «коротким путём» не две пустые точки космоса, а центры двух массивных тел, удалённых друг от друга.

Кротовыми норами вовсю пользуются для путешествий герои фантастических книг и фильмов, но о возможности существования таких природных объектов учёные ещё спорят (иллюстрация Randall Klopping).

Для предсказания поведения червоточины (кротовой норы), «гнездящейся» внутри массивного объекта (нормальной звезды либо нейтронной звезды) Владимир Джунушалиев из Евразийского национального университета в Казахстане (ENU) и его коллеги из Ольденбургского университета (Universitäat Oldenburg) построили оригинальную модель.

С помощью уравнений они описали проходимую кротовую нору, «стенки» которой укреплены экзотической материей, а входы в такую червоточину представляют собой две звезды.

Авторы исследования показали, что червоточина эта может быть стабильной и что через неё может свободно перемещаться обычная материя (то есть содержимое звезды). Подробности расчётов авторы опубликовали на сервере препринтов arXiv.org.

Они сообщают, что их работа носит предварительный характер и необходимы дальнейшие исследования, чтобы детальнее и точнее проанализировать такие экзотические системы. Зато потом можно будет выстраивать предположения — по каким признакам искать такие образования в космосе.

PhysOrg.com объясняет: «С расстояния, эти объекты будут очень похожи на нормальные звёзды (или нормальные нейтронные звёзды), но могут иметь некоторые обнаружимые различия».

В частности, пара таких связанных червоточиной тел может выглядеть как две звезды с очень близкими параметрами (пусть не вполне ясно, как наверняка определять принадлежность звёзд к паре). Кроме того, движение материи через горловину кротовой норы может иметь колебательный (квазипериодический) характер, и при этом регулярно влиять на параметры излучения связанных между собой светил.

Если догадки Джунушалиева со товарищи окажутся верными, астрономические наблюдения помогут найти подтверждение самой теории о кротовых норах. Ведь до сих пор их существование не доказано, а известные законы природы лишь не запрещают формирование таких «проколов в пространстве».