Найдены генетические причины миграции птиц

Ученые обнаружили некоторые молекулярные механизмы, которые заставляют перелетных птиц путешествовать с места на место по ночам. Статья исследователей появилась в журнале Proceedings of the Royal Society B, а коротко о работе пишет New Scientist.
Самка славки-черноголовки. Фото пользователя N p holmes с сайта wikipedia.org

Ученые работали с 14 европейскими популяциями славки-черноголовки Sylvia atricapilla, которые проводят лето в северной Европе, а на зиму перебираются в ее южную часть или в северную Африку. Обычно эти птицы активны днем, однако в период миграции они совершают перелеты по ночам.

Авторы взяли у птиц пробы крови, выделили ДНК и протестировали активность некоторых генов, имеющих отношение к суточным ритмам, в различные часы. Оказалось, что ночная активность "завязана" на работу гена ADCYAP1, причем некоторые аллели (варианты) этого гена соответствовали большей беспокойности птиц в ночные часы.

Ген ADCYAP1 кодирует белок под названием PACAP, который принимает участие в регуляции синтеза мелатонина, активности обмена веществ и усвоения пищи. Именно эти процессы изменяются у птиц, готовящихся к ночному перелету.

Коллеги авторов хорошо приняли их новую работу, однако отметили, что обнаруженная взаимосвязь представляет собой только малую часть всех процессов, которые регулируют поведение перелетных птиц.

Недавно другой коллектив ученых исследовал еще один аспект, касающийся миграции птиц. В путешествиях птицы ориентируются по магнитному полю Земли. По итогам экспериментов ученые установили, что они в буквальном смысле видят его.