В Ливане нашли древнюю змею с ногами

В Ливане обнаружили окаменевшие останки древней змеи, у которой сохранились ноги. При помощи новой технологии формирования изображений ученые смогли разглядеть скрытую в породе конечность, не разрушая образец, и прояснить некоторые вопросы эволюции змей. Статья исследователей опубликована в журнале Journal of Vertebrate Paleontology, а коротко о ней пишет портал LiveScience.
Фото с сайта villanova.edu

Змеи потеряли конечности в ходе эволюции - изначально их было четыре. На сегодняшний день ученые не могут прийти к однозначному выводу, кем был предок змей, потерявший ноги. Две основные версии - либо это существо обитало в воде, либо было сухопутной ящерицей.

Авторы новой работы исследовали останки змеи Eupodophis descouensi возрастом 95 миллионов лет. Кости 50-сантиметрового пресмыкающегося частично скрыты породой, однако на поверхности хорошо заметна одна задняя конечность. Так как вместе с найденной окаменелостью общее количество известных ученым останков змей с сохранившимися задними конечностями составляет только три, разрушать образец для того, чтобы увидеть вторую половину таза, специалисты не стали.

Ученые использовали технологию формирования изображений при помощи синхротронного рентгеновского излучения (Synchrotron-radiation Computed Laminography - SRCL). Этот метод позволяет получать трехмерные изображения в очень высоком разрешении. При помощи SRCL авторы выяснили, что внутри породы находится вторая конечность, согнутая в колене. На ней не хватает некоторых костей стопы и большого пальца - такой "недобор" характерен для современных наземных ящериц.

Исследователи отмечают, что их работа не ставит точку в вопросе о предке змей, однако проясняет некоторые моменты потери этими существами конечностей. На основании полученных данных ученые заключили, что характер роста конечностей не изменялся - просто они росли медленнее или в течение более короткого промежутка времени, чем у ящериц.

Недавно другой коллектив исследователей прояснил еще один вопрос биологии змей. Ученые, используя замедленную видеосъемку, определили, как именно летающим змеям удается преодолевать по воздуху большие расстояния.

Из лунной пыли смогли добыть кислородИз лунной пыли смогли добыть кислород