Жизнь на Марсе следует искать рядом с вулканами

После обнаружения на Марсе следов воды ученые со всего мира решили направить свои силы на обнаружение следов жизни. Для того чтобы приблизить момент получения желаемого результата, необходимо определиться, где в первую очередь следует эти следы искать.

По мнению заведующего лабораторией криологии почв Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН Давида Гиличинского в первую очередь следы живых организмов следует искать в вечной мерзлоте в окрестностях вулканов, где в относительно недавнем прошлом могли существовать «термальные оазисы». Исследования вечной мерзлоты Арктики и Антарктики показывают, что жизнеспособность микроорганизмов может сохраняться на протяжении 3 млн лет. Ученым удалось прорастить семена, которые «спали» во льдах в течение 28-30 тыс. лет. «Жизнь в вечной мерзлоте может сохраняться намного дольше, чем в любом другом известном на Земле местообитании. Если жизнь на Марсе существовала, то, по аналогии с Землей, следы ее могли сохраниться в вечной мерзлоте. Они по катастрофическим причинам исчезли на поверхности, но в вечной мерзлоте они могли сохраниться», - сообщил Гиличинский.

Однако между земной и марсианской мерзлотой существует одно серьезное различие – возраст. Если вечная мерзлота на нашей планете существует 3 млн лет, то на марсианская мерзлота существует уже более 3 млрд лет. «Мы - очень отдаленная модель для Марса. Мы доказали, что около трех миллионов лет жизнь сохраняется. Но три миллиарда - мы не знаем. Фундаментальная проблема - сколь долго вообще жизнь может сохраняться», - сообщил ученый.

С другой стороны, известно, что на Марсе можно попытаться обнаружить более "молодую" мерзлоту: «Для этого очень перспективным объектом являются вулканы в мерзлоте. Известно из истории, что извержения проплавляли марсианскую мерзлоту. Формировались термальные водные оазисы, и мерзлота, которая сформировалась там, намного моложе. Последние данные зонда "Марс-Экспресс" зафиксировали новые молодые вулканы на Марсе, которые извергались от 2 до 15 миллионов лет назад. Есть смысл рассматривать эти вулканы как место посадки». Более 4 миллиардов лет назад Марс был теплой и влажной планетой, однако в результате периода сильной бомбардировки крупными метеоритами потерял значительную часть своей атмосферы и превратился в холодную и сухую пустыню. Детальное изучение вулканов в вечной мерзлоте может с высокой вероятностью рассказать о том, была ли на Марсе жизнь.

Иван Терехов, 3DNews