Найдены остатки древнейшего пира

Окаменевшие остатки от обширных коллективных трапез обнаружены археологами в пещере Hilazon Tachtit в Галилее. Об открытии сообщили Натали Манро (Natalie D. Munroa) из университета Коннектикута (University of Connecticut) и Лиоре Гросман (Leore Grosman) из института археологии Еврейского университета в Иерусалиме (Institute of Archaeology).

Поясничные позвонки диких быков – одно из доказательств изобретения человеком званого пира (фото Natalie Munro).

Две вырытые древними людьми ямы оказались заполнены панцирями от 71 черепахи и костями от трёх экземпляров дикого крупного рогатого скота. На окаменелостях имеются отметины, свидетельствующие о том, что животных сварили и разделали.

Самое удивительное: останки эти датированы 12 тысячами лет назад. Это самое старое свидетельство такого поведения людей (то есть организации крупного званого обеда). Следы также говорят о том, что данные ямы — это места ритуального захоронения людей, а черепашьи панцири и фрагменты быков, соответственно, остатки погребального пира. Кости черепах, к слову, обнаружены вместе с костями "владелицы" могилы, предположительно женщины-шамана.

Исследователи не могут точно сказать, сколько человек присутствовало на первом погребальном пире, но говорят, что мясо только семи десятков черепах, к примеру (на снимке слева – один из панцирей), уже хватило бы на 35 гостей. Справа: место раскопок. Внизу: Натали Манро у древней могилы в Hilazon Tachtit (фото Natalie Munro, Naftali Hilger, Gideon Hartman).

Важно, что указанная выше дата относится к натуфийскому периоду — то есть постепенному переходу человека от собирательства к земледелию.

Это время первых экспериментов с приручением животных и культивированием растений. Это эпоха, когда люди переходили от кочевого образа жизни к осёдлому, а само число людей – быстро росло. Социальные отношения становились всё более сложными, и, предполагают учёные, такие пиры могли служить одним из инструментов, который сплачивал общину.

Детали работы раскрывает статья в PNAS.