Бактерии помогают ликвидировать нефть в Мексиканском заливе.

Американские ученые выяснили, что биоразложение нефти в Мексиканском заливе идет более высокими темпами, чем ожидалось

Напомним, взрыв на нефтяной платформе Deepwater Horizon произошел 20 апреля этого года, а выброс углеводородов прекратился лишь около месяца назад. Важнейшую роль в ликвидации последствий разлива должны сыграть микроорганизмы, однако первое исследование нефти показало, что бактерии работают довольно медленно. Изучая нефтяной шлейф на глубине около 1,1 тыс. м, экологи не обнаружили следов масштабных процессов биоразложения, сообщает Компьюлента.

Выводы авторов новой работы более оптимистичны. С 25 мая по 2 июня они отобрали примерно с той же глубины, что и их коллеги, более 200 образцов воды в 17 различных точках в Мексиканском заливе. Проведя анализ, ученые определили, что концентрация микроорганизмов в образцах, взятых в пределах нефтяного шлейфа, возрастает более чем вдвое, причём доминирующее положение в загрязнённой воде занимает некий новый вид бактерий, тесно связанный с представителями группы Oceanospirillales Oleispira antarctica и Oceaniserpentilla haliotis. «Кажется, разлив оказал заметное влияние на сообщество микроорганизмов и стимулировал активность глубоководных психрофильных (холодолюбивых) гамма-протеобактерий, родственных микробам, которые известны своей способностью разлагать нефть», - комментирует руководитель исследования Терри Хейзен.

Возможно, интенсивность биоразложения увеличил диспергент корексит, огромные объёмы которого использовали специалисты BP: с мелкими капельками нефти, распределёнными в воде, бактериям работать легче. Кроме того, в Мексиканском заливе довольно часто происходят природные утечки нефти, и микроорганизмы могли адаптироваться к таким условиям.

Новые данные также должны успокоить тех, кто опасался образования «мертвых зон» в толще воды, лишённых необходимого кислорода (дело в том, что биоразложение всегда сопровождается поглощением этого элемента). «Сильного уменьшения концентрации в нефтяном шлейфе мы не обнаружили, - говорит Хейзен. - Вероятно, это объясняется низким содержанием железа, которое необходимо для образования многих ферментов, участвующих в разложении углеводородов. Если бы железа было больше, процесс очистки шёл бы еще быстрее».

Следует заметить, что авторы анализировали данные только по алканам, а нефть представляет собой смесь множества различных углеводородов. «Те молекулы, которые рассматриваются в статье, за несколько недель могут, конечно, исчезнуть, - поясняет океанограф Джон Кесслер из Сельскохозяйственного и политехнического университета Техаса. - Но какие-то вещества всё равно задержатся на несколько лет».

Бактерии помогают ликвидировать нефть в Мексиканском заливе