Гены перца спасли бананы от бактерии

Новый способ борьбы с болезнью, вызываемой бактериями рода Xanthomonas и поражающей бананы в Восточной и Центральной Африке, придумали специалисты Международного института тропического земледелия (IITA) и Национальной сельскохозяйственной исследовательской организации (NARO) в Уганде. Остановить многомиллионные убытки помогут гены сладкого перца.

Первый ощутимый удар болезнь нанесла Эфиопии 40 лет назад. Затем инфекция распространилась в Уганду, Танзанию, Кению и Конго. Основные симптомы заражения: увядание и пожелтение листьев, преждевременное созревание и гниение плода (фото IITA Image Library/Flickr.com).

Напасть, вызывающая гибель большей части урожая, называется Banana Xanthomonas Wilt (BXW). Достаточно заразиться одному растению, как болезнь тут же перекидывается на всех его генетически идентичных соседей. Остановить распространение невозможно. Вывести новый устойчивый сорт тоже не получится, так как все выращиваемые на плантациях бананы стерильны.

Бананы – важная для всего мира культура, подчёркивают исследователи в пресс-релизе IITA. Кстати, среднестатистический житель Уганды ежедневно съедает более полутора килограммов этих фруктов (фото HelpAge/Flickr.com).

Лена Трипати (Leena Tripathi) и её коллеги решили проблему по-другому: добавив банану пару генов перца вида Capsicum annuum, учёные смогли привить ему устойчивость к BXW. Лабораторные эксперименты показали, что обычные бананы развивали симптомы болезни уже через 12 дней, а шесть из восьми линий генетически изменённых растений не заразились вовсе.

Часть результатов исследования была опубликована в журнале Molecular Plant Pathology. Как считают учёные, внедрение генов приводит к запуску механизма убийства заражённой клетки, что, естественно, предупреждает распространение болезни.

Сейчас биологи из Уганды планируют изучить устойчивость изменённых бананов "в чистом поле". Они почти на 100% уверены, что растения справятся с напастью. Это было бы значимым достижением, так как BXW, пока свирепствующая лишь в Африке, может перекинуться и на другие мировые плантации.

Биологи установили: трансгенные бананы не вызывают аллергии. Значит, их можно выращивать для массовой продажи. Ещё один плюс – так как половое размножение у бананов отсутствует, чужие гены не могут "сбежать" в дикую природу (фото IITA Image Library/Flickr.com).