В геномах животных и человека нашли остатки смертельных вирусов

Ученые обнаружили в ДНК позвоночных животных, в том числе человека, остатки геномов опасных вирусов. Эти вирусы вызывают такие смертельные заболевания, как лихорадка Эбола и лихорадка Марбурга. Работа исследователей опубликована в журнале PLOS Pathogens. Полный текст статьи доступен здесь.
Вирус Эбола под электронным микроскопом. Фото с сайта umd.edu

Некоторые вирусы в процессе размножения "вписывают" последовательность своего генома в ДНК тех организмов, внутри которых они паразитируют. Такие вирусы получили название ретровирусов, и одним из самых известных примеров такого вируса является вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Если ретровирус записал последовательность своего генома в половые клетки, то потомки зараженного животного будут нести ее во всех своих клетках.

Авторы новой работы решили проверить, не могут ли вирусы других типов также оставлять свои нуклеиновые кислоты в ДНК животных. Исследователи проверили геномы 48 видов позвоночных животных на наличие последовательности 5666 вирусов (это практически все известные ученым вирусы, не являющиеся ретровирусами). Ученые выяснили, что у 19 видов животных, включая Homo sapiens, сохранились последовательности геномов вирусов из двух семейств - борнавирусов и филовирусов. Они вызывают такие смертельные заболевания, как лихорадка Эбола и лихорадка Марбурга. На сегодняшний день не существует надежных методов лечения этих заболеваний, и смертность среди заболевших достигает 90 процентов.

С течением времени во встроенных последовательностях, если они не используются по прямому назначению, накапливаются мутации, однако в данном случае последовательности изменились очень мало. Тем не менее, некоторые мутации в вирусных фрагментах все же присутствовали, и, проанализировав их количество, ученые смогли оценить, как давно вирусные нуклеиновые кислоты проникли в ДНК позвоночных (метод оценки на основании числа накопленных мутаций получил название метода молекулярных часов).

На данный момент специалисты не могут сказать, почему именно эти два семейства вирусов оставили свои "следы" в ДНК позвоночных, каким образом они это сделали (для ретровирусов переписывание генома в ДНК хозяина является необходимым этапом, и у них существуют специальные системы, которые этим занимаются) и каков эволюционный смысл такого нетипичного для неретровирусов "поведения".

По одной из версий, встроенные вирусные последовательности могли защищать носителей от заражения полноценными вирусами. В пользу такой точки зрения косвенно свидетельствуют несколько фактов. Например, лошади, которые особенно уязвимы перед борнавирусами, не имеют их последовательностей в своем геноме, а у летучих мышей, способных передавать вирус Эбола, не заболевая, в геноме есть последовательности вируса Эбола.