Специалисты подтвердили наличие воды в привезенных с Луны минералах

Специалисты подтвердили наличие "остатков" воды в образцах лунной породы, привезенных на Землю в 1971 году в рамках миссии "Аполлон". Статья ученых опубликована в журнале Nature. Коротко работа описана в пресс-релизе Калифорнийского технологического института (Caltech).
Микрофотография среза лунного апатита. Изображение Larry Taylor/University of Tennessee

Ученые исследовали собранные на Луне апатиты при помощи метода масс-спектрометрии вторичных ионов - они "обстреливали" образцы потоком так называемых первичных ионов, которые выбивали из породы вторичные ионы. Определяя их количество и массу, ученые могут делать выводы о химическом составе изучаемого образца.

Авторы новой работы исследовали содержание в лунных камнях водорода, хлора и серы. Они заключили, что по составу апатиты с Луны очень напоминают земные минералы. Единственное значительное отличие касалось содержания в лунной породе воды - исследователи установили, что апатиты со спутника содержат около 1,6 тысячи частей на миллион частей гидроксильных ионов OH-. При нагреве эти ионы могут "отрываться" от породы и, соединяясь с водородом, давать молекулы воды.

Ученые отмечают, что полученные ими данные должны быть дополнительно подтверждены. При анализе специалисты ориентировались не на содержание гидроксила, а на содержание в апатитах водорода. Изученный ими образец относится к породе, которая может в ходе формирования дополнительно обогащаться именно водородом.

Новые данные подтверждают результаты, полученные ранее другой группой ученых, которые также работали с доставленными на Землю лунными минералами и использовали метод масс-спектрометрии вторичных ионов. Единственное расхождение относится к количеству гидроксильных ионов в лунной породе - в более ранней работе было получено значение 6 тысяч частей на миллион частей. Обе эти цифры чрезвычайно малы, поэтому обнаружить "остатки" воды 40 лет назад, когда лунные камни попали на Землю, было невозможно из-за отсутствия достаточно чувствительных методик.

Достоверно наличие на Луне ионов гидроксила было подтверждено в 2009 году сразу несколькими орбитальными аппаратами. Подробнее о результатах их работы можно прочитать тут.