На спутнике Сатурна Энцеладе обнаружены действующие гейзеры

Действующие гейзеры обнаружены на одном из спутников Сатурна Энцеладе. При помощи космического зонда Cassini, работающего у Сатурна и его спутников, вблизи южного полюса Энцелада обнаружено несколько так называемых горячих точек, из которых периодически происходят извержения гейзеров.

В НАСА говорят о том, что впервые подозрения о наличии гейзеров были выдвинуты еще около 2 лет назад, однако практического доказательства этих явлений до сих пор не было обнаружено.

Сейчас Cassini удалось увидеть в реальном времени извержения сразу 4 из ледяных разломов у полюса спутника. Специалисты говорят, что ранее еще аппарат Voyager зафиксировал следы выбросов в атмосфере Энцелада, однако сейчас удалось заснять сам процесс.

Энцелад преимущественно состоит из водяного льда и имеет самую чистую в Солнечной системе ледяную поверхность, поэтому поверхность Энцелада почти белая. Она отражает свыше 90 % падающего на него солнечного света, что делает Энцеланд чемпионом Солнечной системы по отражательной способности.

На поверхности имеется много необычных желобков и некоторое количество кратеров, подобно поверхности Ганимеда, спутника Юпитера. Данные наблюдательные факты говорят о том, что поверхность Энцелада молодая, и/или недавно изменённая. Астрономы утверждают, что Энцелад предрасположен к вулканической активности.

Извергающаяся из недр Энцелада вода формирует «след», обращающийся уже вокруг самого Сатурна в виде кольца. Пока не вполне понятно, что является источником энергии, который поддерживал бы этот беспрецедентно высокий для столь малого спутника уровень вулканической активности. Им могла бы стать энергия, выделяющаяся в ходе радиоактивного распада, однако в водяном фонтане были обнаружены пылевые частицы и небольшие льдинки. Для того, чтобы «забросить» их на сотни километров вверх, требуется слишком много энергии. Возможно, недра Энцелада «разогревают» приливные волны, однако по сегодняшним оценкам, их энергия на два порядка меньше, чем требуется для этого.

Состав выбросов из южной полярной области Энцелада по данным масс-спектрометра INMS установленного на АМС Cassini: вода — 93%, азот — 4%, двуокись углерода — 3.2 % метан, аммиак, ацетилен, цианид водорода, пропан — около 1%.

Неожиданные открытия в созвездие Тельца: как рождаются планетыНеожиданные открытия в созвездие Тельца: как рождаются планеты