Развитие человеческого мозга оказалось эволюцией в миниатюре

Развитие коры больших полушарий при взрослении ребенка очень напоминает их развитие в ходе эволюции от общего предка людей и обезьян к Homo sapiens. Такой вывод был сделан учеными, проводившими сканирование мозга детей и взрослых, а также макак, с эволюционной ветвью которых предок человека разошелся 25 миллионов лет назад. Статья исследователей опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Скачать ее полный текст в формате pdf можно здесь. Коротко об исследовании пишет Wired.
Сравнение развития мозга при взрослении (А и В) с развитием мозга в эволюции (С). Изображение авторов исследования

Ученые сканировали мозг 12 здоровых новорожденных детей и 12 здоровых взрослых, а также мозг макак. Авторы показали, что после появления человека на свет разные области его мозга увеличиваются в размерах неравномерно. Так, области в районе теменной коры, лобной коры и височной зоны увеличиваются в среднем вдвое больше, чем области в средней части затылочной коры и в той части коры, которая находится между височной и теменной долями вглубь от боковой поверхности (так называемая островковая доля).

Сравнив сканы мозга людей со сканами мозга макак, ученые обнаружили, что в ходе эволюции увеличение различных частей мозга шло по тому же сценарию, что и после рождения человека. Меньше всего за 25 миллионов лет, прошедших с момента разделения предка человека и предка макак, изменились те зоны, которые отвечают за основные чувства, такие как зрение. У младенцев эти зоны также полностью сформированы, так как ребенку эти чувства необходимы непосредственно с момента рождения. По мере взросления у человека начинают развиваться и остальные зоны - те, которые не развиты у макак. Исследователи полагают, что мозг детей к моменту рождения развит не полностью, так как увеличение его размеров в утробе матери усложнило бы протекание беременности и роды.

Краткое повторение этапов эволюционного развития (филогенеза) в ходе эмбрионального (онтогенеза) характерно не только для мозга. От момента зачатия до момента родов эмбрион человека как бы проходит стадию рыб, земноводных и пресмыкающихся. Подробнее об этом можно прочитать здесь.