Впервые найден орбитальный резонанс трёх планет

Близ красного карлика Gliese 876, расположенного всего в 15 световых годах от Земли в созвездии Водолея, обнаружилась ещё одна планета, которую учёные назвали Gliese 876 e. Дальнейшее изучение показало: она находится в орбитальном резонансе с двумя своими "сёстрами".

Так, по мнению художника, может выглядеть мир Gliese 876. Кстати, масса новичка равна примерно 15 земным (иллюстрация Lynette Cook).

Впервые астрономы нескольких университетов США разглядели сразу три планеты, периоды обращения которых "синхронизированы", – небесные тела выстраиваются в ряд каждые 124 дня. Периоды обращения Gliese 876 e, b и c соотносятся как 1 : 2 : 4. То есть когда самая близкая к звезде планета делает четыре оборота вокруг светила, вторая успевает пробежать два и самая дальняя (e) – всего один.

При этом масса планет b и c по порядку сравнима с массой Юпитера, а вот вновь открытая планета весит примерно как Уран. Статья авторов находки выйдет в The Astrophysical Journal (пока же доступен её препринт).

Ранее учёные рапортовали об орбитальном резонансе только на примерах пар планет (среди них Плутон и Нептун). А тройное соотношение периодов в виде натуральных чисел обнаруживали лишь у спутников планет.