Строение уникальной туманности объяснено двойным взрывом

Необычную форму туманности Соты (Honeycomb nebula), расположенной в Большом Магеллановом облаке, можно объяснить тем, что её сформировал коллапс сразу двух звёзд. Такой вывод сделали специалисты Манчестерского университета (University of Manchester) и их коллеги из Греции и Ирландии.

На фото туманности, обнаруженной в 1992 году, выделяется (левее центра) несколько похожих друг на друга расположенных рядом областей, которые напомнили учёным соты (фото ESO).

Этот объект лежит в так называемой области H II туманности Тарантула (NGC 2070), вблизи сверхновой SN 1987A. Из-за последнего фактора туманность Соты и стала весьма популярным объектом для наблюдений.

Авторы нынешней работы использовали информацию, переданную рентгеновскими обсерваториями XMM-Newton и Chandra, а также телескопами Hubble и наземным чилийским New Technology Telescope.

Анализ спектров показал: они вполне соответствуют показателям движущегося с большой скоростью газа, который наблюдается в других остатках сверхновых.

По мнению исследователей, полученные данные подтверждают гипотезу образования туманности Соты в процессе взаимодействия вещества, выброшенного при вспышках двух сверхновых звёзд.

В своей работе учёные рассмотрели и другую гипотезу, описывающую возникновение туманности как результат действия релятивистской струи микроквазара. Оказалось, что эта теория не согласуется с результатами наблюдений известного микроквазара SS 433, лежащего внутри остатков сверхновой W50.

Статья астрономов опубликована в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, её препринт (PDF-файл) можно увидеть на сайте arxiv.org.