Предсказано столкновение Солнца с облаком от сверхновой

Через столетие или несколько больше наша система погрузится в чрезвычайно разреженное, но зато очень горячее (миллион кельвинов) облако останков древней сверхновой. Так считает международная группа учёных из Польши и США, выпустившая анализ колоссальной аномалии в небе, открытой в прошлом году.

Колоссальная лента на карте небесной сферы, пойманная приборами IBEX (иллюстрация S. Grzedzielski et al./ Astrophysical Journal Letters).

Речь об огромной закольцованной ленте, опоясывающей небесную сферу и интенсивно излучающей энергичные нейтральные атомы (ЭНА). Её обнаружил спутник IBEX.

Происхождение ленты — тайна. Сначала исследователи думали, что это результат взаимодействия между солнечным ветром и частицами в межзвёздной среде, потом поняли, что необходимо учесть и воздействие межзвёздного магнитного поля. Но мозаика не складывалась. Теперь появилось новое объяснение.

Мощные потоки ЭНА рождаются там, где сталкиваются нейтральные атомы водорода из местного межзвёздного облака и высокоэнергетические протоны из облака останков сверхновой. Его назвали местным пузырём. Поскольку два приблизительно сферических объекта при пересечении дают окружность — мы и видим ленту. Как это выглядит со стороны хорошо показано на следующем рисунке.

Local Interstellar Cloud – местное межзвёздное облако, в пределах которого живут Солнце и его семья планет, Local Bubble – местный пузырь, образованный после взрыва сверхновой, ENA – энергичные нейтральные атомы, генерируемые на границе облаков.Синими стрелками показано направление потоков частиц, Ribbon – собственно лента, открытая IBEX – мощный источник ЭНА. Белая стрелка – направление движения Солнца. На большом рисунке белой рамкой показан участок, увеличенный на врезке (иллюстрация SRC/Tentaris-ACh/Maciej Frolow).

Если эта версия верна, получается, что IBEX впервые увидел в ЭНА объект за пределами гелиосферы. И Солнце движется как раз к локальному пузырю. Расстояние от нашего светила до ленты оценено в 500-2000 астрономических единиц. А учитывая проекцию скорости на направление к центру ленты, получается, что Солнечная система погрузится в местный пузырь через 130-540 лет.

Драматичных перемен на самой Земли не последует, мы защищены, хотя о деталях ещё предстоит подумать. Но уже ясно, что вырастет уровень опасных космических лучей в межпланетном пространстве. А это осложнит дальние полёты людей будущего. В июньском выпуске Astrophysical Journal Letters выйдёт статья авторов этой гипотезы (смотрите также PDF-документ).