Рыбьи губы поставили рекорд по скорости эволюции

Ученые обнаружили вид рыб, который "готовится" к разделению на два вида, причем видообразование происходит с очень высокой скоростью. Статья, в которой подробно описаны необычные рыбы, появилась в журнале BMC Biology. Коротко о работе пишет New Scientist.
"Обычные" цихлиды (вверху) и цихлиды с толстыми губами. Фото авторов исследования

Исследователи работали в Никарагуа, где изучали рыб Amphilophus cf. citrinellus, обитающих в затопленном водой кратере. Они обратили внимание на один вид цихлид - две популяции этих рыб добывали пищу различными способами и заметно отличались друг от друга внешне.

Рыбы из одной популяции имели вытянутую узкую голову и очень толстые губы. Эти физические особенности помогали рыбам поедать насекомых и личинок, прятавшихся в трещинах в скальных стенках кратера - вытянутый череп позволял глубоко проникать в трещины, а толстые губы служили подушкой, защищающей цихлид от острых сколов. Рыбы из второй популяции не имели столь толстых губ, но зато обладали более крепкими челюстями и дополнительными зубами. Их основным источником пищи служили имеющие раковины моллюски.

Ученые отмечают, что цихлиды приобрели столь заметные физические отличия очень быстро - примерно за 100 поколений. Большинство существующих сегодня моделей видообразования предполагают, что подобные изменения накапливаются приблизительно за 10 тысяч поколений. И хотя существуют теории, отводящие на видообразование всего десятки поколений, до сих пор ученым не приходилось сталкиваться с такой скоростью в природе.

Цихлиды из двух найденных в Никарагуа популяций в лаборатории были способны скрещиваться и давать плодовитое потомство - то есть они все еще относятся к одному виду. Однако в природе цихлиды с тонкими и толстыми губами практически никогда не скрещивались. Такая репродуктивная изоляция - один из основных факторов, способствующих разделению одного вида на два.

Совсем недавно исследователи из другой группы сообщили, что им удалось проследить процесс, который, по их мнению, является началом видообразования у мухоловок. Ученые предположили гипотезу, объясняющую, почему птицы "решили" разделиться на два вида.

Фото дня: обитель сверхновых звёздФото дня: обитель сверхновых звёзд