Доказана островная карликовость у динозавров

Учёным Боннского университета (Uni-Bonn) удалось подтвердить, что динозаврам было присуще явление островной карликовости – постепенного уменьшения размеров особей из-за обитания на острове.

Magyarosaurus dacus были зауроподами, четырёхногими ящерами размером примерно с современную лошадь (иллюстрация Mihai Dumbrava/Deviantart.com).

Немецкие специалисты изучали клеточную структуру окаменелых костей ящера Magyarosaurus dacus. Эти останки были обнаружены еще в 1895 году сестрой венгерского палеонтолога Франца Нопчи (Franz Nopcsa) в своём имении. Примерно тогда же наука узнала о древних карликовых млекопитающих, что позволило Нопче интерпретировать находку в том же ключе.

За прошедший век было найдено много других останков особей, относившихся к той же таксономической группе титанозавров, что и M. dacus. Все они принадлежали динозаврам огромных размеров, что заставило учёный мир усомниться в правильности выводов Нопчи о карликовости.

Данные нового исследования однозначно подтверждают: кости M. dacus принадлежали особи, выросшей на 95–99% от максимально возможного для неё размера. Любопытно, что ещё несколько лет назад в Нижней Саксонии нашли другой вид крошечного динозавра, также, по-видимому, бывшего островитянином.

Специалисты под руководством Кёна Штайна (Koen Stein, на снимке) тщательно изучили 21 образец ткани 19 зауроподов на предмет возрастных изменений (фото Jose Carballido/Koen Stein/Uni Bonn).

Островная карликовость, как считается, вызывается недостатком пищи, а также относительной безопасностью обитателей острова. Примечательно, что для грызунов и рептилий, обитающих на островах, характерно противоположное явление – гигантизм (комодский варан).

Больше информации об открытии можно узнать из пресс-релиза и опубликованной в PNAS статьи.

Как жизнь выдержала миллионы лет под слоем льдаКак жизнь выдержала миллионы лет под слоем льда