Американцы создали изображение туманности для слепых

Туманность Киля (Carina Nebula) — один из самых зрелищных и насыщенных деталями объектов Галактики, своего рода учебник по эволюции звёзд и скоплений. Теперь изучить его строение и оценить его красоту могут и незрячие.

Отсутствие зрения – не помеха в изучении астрономии, так же, как к примеру в вождении автомобиля и фотосъёмке (кадр NASA Television).

Несколько внутренних туманностей, яркие пузыри газа и тёмные столбы пыли, "долины" и "горы", подсвечиваемые мощными молодыми звёздами — такова туманность Киля, расположенная в 7500 световых годах от Земли. Это один из важных объектов для любого, кто увлечённо осваивает астрономию. Здесь тысячи звёзд проходят разные этапы своей жизни от рождения и до гибели.

Возможность "увидеть" этот объект — большой подарок слепым людям. Чтобы сделать его, астроном Макс Матчлер (Max Mutchler) из научного института космического телескопа (Space Telescope Science Institute) и Норин Грайс (Noreen Grice), президент компании You Can Do Astronomy переработали оригинальный снимок туманности Киля, полученный некогда космическим телескопом Hubble.

На адаптированном изображении, напечатанном в формате 43 х 28 сантиметров, нанесены многочисленные рельефные линии, штрихи, точки и другие знаки, обозначающие различные по облику и строению важные детали гигантской туманности, вернее — её центральной части, насчитывающей в поперечнике 50 световых лет.

На этом образце снимка туманности специально оставлено видимое изображение, чтобы мы могли сопоставить структуру космического объекта с тактильными знаками. Для распространения же среди незрячих выпущена партия снимков, не содержащая никакой краски (фото NASA, ESA, M.Mutchler/STScI/AURA, N.Grice/You Can Do Astronomy LLC).

Компания Грайс — пионер в разработке тактильных астрономических снимков. Однако, когда инициатор нынешнего проекта Матчлер связался с Норин, выяснилось, что туманность Киля — настоящий вызов в плане создания текстурированных изображений. "Когда я впервые посмотрела на фото, я не знала чём сосредоточить свое внимание", — вспоминает Грайс.

Норин и Макс составили перечень самых важных деталей и разработали шифр, представляющий структуру туманности. Наконец, шрифтом Брайля была написана легенда с краткими описаниями объектов. Матчлер сделал 300 копий "тактильной туманности" и намерен передать их организациям, которые помогают слабовидящим людям, в частности в школы и библиотеки. В дальнейшем он мечтает перевести в тактильную кодировку и другие интересные снимки Hubble.