Воздействие на мозг изменило моральные нормы испытуемых

Нейрологи из Массачусетского технологического института (MIT) нарушили у подопытных активность правого височно-теменного стыка (TPJ). Результат воздействия на зону, предположительно связанную с прогнозированием допустимости действий, весьма удивил учёных.

Учёные нарушили работу одной из зон мозга с помощью магнитного поля. Более ранние исследования, кстати, показали, что стимуляция аналогичной зоны левого полушария может вызывать призраков (иллюстрация Rebecca Sax).

Как сообщается в пресс-релизе MIT, всего было проведено два эксперимента. В ходе первого участникам было предложено прочесть ряд сценариев — моральных головоломок и оценить по шкале от одного до семи (где 1 – "абсолютно запрещено", 7 – "совершенно допустимо"), насколько приемлемы действия персонажа. Перед началом этого теста в височно-теменную зону подопытных в течение 25 минут посылались магнитные импульсы (метод ТМС).

Во время второго опыта волонтёры выносили суждения под воздействием коротких очередей магнитных "помех", происходивших уже в реальном времени, с интервалом в 500 миллисекунд.

В обоих случаях было отмечено нарушение нормальной нейронной активности в зоне TPJ, что удивительным образом выключало у большинства испытуемых механизм принятия моральных решений. Иными словами, испытуемые с гораздо большей вероятностью оценивали попытки причинить вред другому лицу как допустимые. В контрольной группе, участники который не подвергались воздействию на мозг, подобного перегиба не наблюдалось.

Статья учёных опубликована в PNAS. Кстати, одновременно в Neuron вышел материал той же команды из MIT, где исследуется сходный вопрос, но теперь уже в связи с вентромедиальным префронтальным участком коры (VPC), подробности можно узнать в пресс-релизе.