Изучена связь магнитного конвейера и цикла Солнца

Cолнечная активность и один из компонентов динамо-машины, работающей внутри светила, связаны вовсе не так, как представлялось учёным ранее. Об этом свидетельствует работа Дэвида Хетуэя (David H. Hathaway) и его коллег из NASA. Основой для выводов послужили данные солнечной обсерватории SOHO.

Движущиеся по меридианам потоки горячего газа (обозначены стрелочками) исследователи давно связывали с интенсивностью появления солнечных пятен, но выяснилось, что связывали в корне неверно (иллюстрация NASA).

Так называемый меридиональный поток, переносящий вещество от экватора к полюсам (на поверхности) и обратно (в недрах звезды), не слишком хорошо изучен. Но учёные предполагают, что это важная составляющая солнечного динамо, системы определяющей магнитную активность нашего светила (о её модели можно прочесть на специальной страничке NASA).

Теоретически наличие такого конвейера следует из того, что силовые линии магнитного поля замкнуты. Следовательно, скорости движения поверхностного и глубинного участков одной и той же "ленты" не должны сильно разниться. Потому специалисты, изучавшие изменения меридиональной компоненты скорости магнитных образований на Солнце, предполагали, что это поможет им вычислить скорость движения данного конвейера как снаружи, так и внутри звезды.

Однако анализ данных с SOHO преподнёс сюрприз. Темп вращения конвейера оказался существенно отличен внутри и снаружи светила (в глубине — медленнее примерно в 10 раз), а главное – он увязан с динамикой солнечной активности (традиционно оцениваемой по числу пятен – числу Вольфа) прямо противоположным образом. Проще говоря, чем меньше пятен, тем выше скорость меридионального потока. А это полностью меняет бытовавшее ранее представление о механизме солнечного конвейера.

В 2000-2001 годах на пике солнечного цикла скорость меридионального потока составляла примерно 30 километров в час. В 2008 и 2009 годах она быстро возросла до 47 км/ч и  всё ещё продолжает увеличиваться, хотя и медленнее (иллюстрация NASA/TRACE).
В 2000-2001 годах на пике солнечного цикла скорость меридионального потока составляла примерно 30 километров в час. В 2008 и 2009 годах она быстро возросла до 47 км/ч и всё ещё продолжает увеличиваться, хотя и медленнее (иллюстрация NASA/TRACE).

В 2006 году в связи с началом нового солнечного цикла Хэтуэй представил свой прогноз вплоть до 2020-го. Очередной цикл должен был достичь максимума к 2010 году и быть сравнимым по мощи с предыдущим. Хотя предположение о начале роста активности в 2006-2007 гг. оправдалось, пик ещё не достигнут. Этот факт, как и данные о взаимосвязи меридиональных потоков и числа пятен, могут послужить серьёзным поводом для пересмотра модели динамо-машины Солнца.

Статья Хэтуэя и его коллег опубликована в Science.