Названа самая маленькая двойная звезда

Вероятно, самую маленькую двойную звезду с наикратчайшим периодом обращения компонентов описала интернациональная команда астрономов, возглавляемая Гийсом Рулофсом (Gijs Roelofs) из Гарвард-смитсоновского центра астрофизики.

Предмет нынешнего исследования состоит из двух тлеющих звёзд из конденсированного гелия, углерода и кислорода. Кроме того, светила обмениваются массой, отмечают учёные в статье, опубликованной в Astrophysical Journal Letters (иллюстрация Rob Hynes, Paul Groot, Radboud University).

О существовании двойной звёздной системы HM Cancri астрономы знали давно. Ещё в 1999 году было установлено, что периодичность всплесков рентгеновского излучения этой двойной звезды составляет 5,4 минуты, но было не ясно, связано ли это с реальным периодом обращения. Более того, астрономам в это верилось с трудом.

И вот наконец-то представлены первые доказательства прежних догадок. Два белых карлика действительно обращаются друг вокруг друга столь быстро (рекорд на сегодняшний день). Кроме того, нынешняя двойная является также самой маленькой: расстояние между собратьями равно примерно четверти расстояния между Землёй и Луной!

Чтобы доказать это, учёные воспользовались помощью самого большого в мире телескопа из обсерватории Кека (W. M. Keck Observatory). Учёные просчитали скорость смещения спектральных линий в свете, приходящем от двойной звезды. Сделать это было непросто, не только из-за короткого периода обращения, но и из-за тусклого сияния системы, находящейся на расстоянии 1600 световых лет от Земли (она светит в миллион раз слабее звёзд, которые мы способны различить невооружённым глазом).

"Эта двойная звезда является необычной сразу по нескольким параметрам. Возможно, в будущем она ещё и окажется источником неуловимых гравитационных волн ", – говорит в пресс-релизе университета Уорика профессор Том Марш (Tom Marsh) (фото University of Warwick).
"Эта двойная звезда является необычной сразу по нескольким параметрам. Возможно, в будущем она ещё и окажется источником неуловимых гравитационных волн", – говорит в пресс-релизе университета Уорика профессор Том Марш (Tom Marsh) (фото University of Warwick).

"Очень приятно получить наконец подтверждение построенной ранее модели, особенно после того как масса усилий была сведена на нет погодой", — рассказывает доктор Дэнни Стифс (Danny Steeghs). В пресс-релизе обсерватории Кека отмечено, что исследователи вели наблюдения с 2005 года.