Гипотеза Земли-снежка получила прямое подтверждение

Группа учёных США и Канады представила убедительное доказательство гипотезы "Земли-снежка" (Snowball Earth) — катастрофического оледенения планеты, случившегося ещё на заре развития жизни и чудом не убившего её.

История с "Землёй-снежком", по мнению авторов новой работы, является одним из природных "опытов", наглядно показывающих нам, как небольшие начальные колебания климата способны очень быстро привести к появлению буквально "другого мира" (иллюстрация The Public Interest).

Гипотеза гласит, что примерно с 750 до 650 миллионов лет назад оледенение планеты трижды усиливалось настолько, что Земля заковывалась в ледяной панцирь полностью, от полюса до полюса.

Исследователи применили высокоточные методы датировки к ледниковым отложениям на северо-западе Канады и в Юконе, а также слоям вулканических пород, зажатым в таких отложениях. Оказалось — и тем и другим — 716,5 миллионов лет, что соответствует одному из предполагаемых глобальных оледенений.

Далее авторы использовали палеомагнитные данные и анализ состава пород и установили, что упомянутые территории Канады в рассматриваемый период располагались на уровне моря или несколько ниже него (ещё один признак полного оледенения), и главное — близ экватора, на широте примерно 10 градусов.

На снимке, сделанном в Юконе, видны ледниковые отложения (бордовые полосы), богатые железом, а также характерными испещрёнными бороздами обломками. По времени эти отложения принадлежат криогению.Относительно выживания эукариотов в этот период авторы работы лишь делают предположения: во время оледенения случались колебания температуры, приводящие к некоторой подвижке льдов и, возможно, появлению небольших водоёмов с жидкой водой, выставленной на солнечный свет (фото Francis A. Macdonald/Harvard University).

"Это первый случай, когда показано, что в ледниковую эпоху Sturtian лёд доходил до тропических широт, прямое доказательство того, что в данное оледенение существовала "Земля-снежок", — говорит ведущий автор работы Френсис Макдоналд (Francis A. Macdonald) из Гарварда (Harvard University). — Наши данные также показывают, что это оледенение продолжалось как минимум 5 миллионов лет".

Возраст изученных ледниковых отложений близок к возрасту большой магматической провинции, протянувшейся на 930 миль на северо-востоке Канады, пишет Harvard Gazette, что косвенно подтверждает большую роль вулканизма в освобождении планеты из ледяного плена. Детали открытия раскрывает статья в Science.