Древний метеорит поразил преимущественно Северное полушарие

Гигантский метеорит, вызвавший массовое вымирание живых существ на планете 65 миллионов лет назад, нанес наибольший урон Северному полушарию. К такому выводу пришли авторы новой работы, опубликованной в журнале Nature Geoscience. Коротко об исследовании пишет портал Nature News.
Падение гигантского метеорита. Иллюстрация NASA

Гипотеза о падении на Землю метеорита, произошедшем на границе палеогенного и мелового периодов, предполагает, что встреча Земли с этим объектом привела к исчезновению динозавров, а также большей части существовавшей на планете флоры и фауны. В числе прочих живых существ вымерло около 90 процентов видов наннопланктона - самой мелкой разновидности фитопланктона.

Авторы нового исследования решили проверить, было ли вымирание наннопланктона на Земле равномерным. Ученые проанализировали литературные данные о сокращении разнообразия наннопланктона в Северном и Южном полушарии, а также о темпах его восстановления. Исследователи ориентировались по 17 "контрольным точкам" по всей планете.

Ученые установили, что на севере исчезло 98 процентов видов наннопланктона, в то время как на юге этот показатель оказался равен 73 процентам. При этом в Южном полушарии восстановление биоразнообразия заняло несколько тысячелетий, а в Северном затянулось на 310 тысяч лет.

По мнению исследователей, столь плачевные последствия для Северного полушария связаны с тем, что при падении метеорита именно в северные воды было выброшено наибольшее количество тяжелых металлов, токсичных для живых организмов. С таким предположением согласны не все коллеги авторов работы. Критики "металлической гипотезы" указывают, что воды Северного и Южного полушария разделены только формально, и по сути это один массив.

В последнее время появилось немало работ, в которых рассматриваются те или иные последствия падения метеорита, "подарившего" Земле огромный кратер Чиксулуб. Так, один из коллективов ученых заключил, что падение метеорита не "сожгло" Землю, а только слегка "поджарило".