Зафиксировано поедание планеты своим солнцем

Один из горячих Юпитеров, обращающийся вокруг удалённой звезды, постоянно теряет часть массы, а причина тому – его родное солнце, быстро "поедающее", или, скорее, "выпивающее" газового гиганта. О находке сообщили астроном Шу-Линь Ли (Shu-lin Li) из Пекинского университета (Peking University) и его коллеги из Китая и США.

Поедаемая планета на 41% тяжелее Юпитера, но на 79% крупнее его (иллюстрация NASA/Fredrick Pont).

Речь идёт об экстрасолнечной планете WASP-12b, обнаруженной ещё в 2008 году. Уже тогда было известно, что планета-гигант расположена очень близко к родительскому светилу (0,022-0,024 астрономические единицы или всего 3,1 радиуса самой звезды WASP-12). Один оборот вокруг него планета делает за 26 часов.

Соседство с солнцем обуславливает и высокую температуру данного мира, и его сильную раздутость (низкую среднюю плотность). Более того, приливные силы тут столь велики, что WASP-12b обладает формой, существенно отличной от сферы, то есть походит на мяч для регби. Это, к слову, было подтверждено благодаря анализу кривой блеска звезды (WASP-12b была открыта по транзиту). Но ещё и сама орбита планеты обладает заметным эксцентриситетом, что удивило специалистов не меньше — обычно горячие Юпитеры движутся по практически круговым "тропкам".

Все эти особенности заставили учёных взглянуть на WASP-12b пристальнее и вот теперь они открыли, что звезда WASP-12 поедает своё "дитя" — горячий Юпитер. Совместное действие сильного потока излучения и приливных сил приводит к тому, что внешние слои атмосферы этой планеты приобретают достаточно энергии, чтобы покинуть её гравитационные путы и унестись в космос. И этот газ вскоре падает на звезду (ранее похожие картины космического "каннибализма" астрономы наблюдали у тесных звёздных пар).

Темп поедания довольно приличный – 10-7 масс Юпитера в год. Ещё интереснее, говорят авторы работы, что покинувший WASP-12b газ формирует вокруг солнца диск, который вполне может скрывать от наблюдателей Сверхземлю на резонансной орбите.

Именно эта гипотетическая планета, по мнению астрономов, ответственна за эксцентриситет орбиты WASP-12b. Но вторую планету ещё надо потрудиться обнаружить.

Схема системы звезды WASP-12 (жёлтая сфера). Лиловым показана планета WASP-12b (ниже – принцип поедания её звездой). Светло-лиловым показан диск захваченного у планеты газа, кружащийся вокруг звезды и возможно скрывающий планету так называемого типа Суперземля или Сверхземля (чёрная точка) (иллюстрация Shu-lin Li et al.).

Детали нового исследования раскрывает статья в Nature.

Доказано: жизнь на метеоритах возможнаДоказано: жизнь на метеоритах возможна