С карфагенян сняли обвинения в массовых ритуальных детоубийствах

Ученые из Питтсбургского университета (США), изучив останки детей, погребенных на карфагенском Тофете, пришли к выводу, что сведения о систематическом принесении в жертву детей в древнем Карфагене носят легендарный характер. Статья исследователей опубликована в журнале PLoS ONE.
Карфагенский Тофет. Фото пользователя BishkekRocks с сайта wikipedia.org

Тофетом называется кладбище на окраине Карфагена, где хоронили в особых урнах детей не старше двух лет. Слово "Тофет" позаимствовано из Библии, где так названо место на юге Иерусалима, бывшее прежде языческим капищем, на котором детей приносили в жертву Молоху. Карфагенский Тофет традиционно считается местом погребения младенцев, принесенных в жертву.

В период с 400 по 200 год до нашей эры на карфагенском Тофете было погребено около 20 тысяч детей. Исследовав останки 540 из них, похороненных в 348 могилах, ученые обнаружили, что большинство из них умерли, скорее всего, от естественных причин, а не были ритуально умерщвлены. В основном дети умерли еще в утробе матери или в первые полгода после рождения. Исследователи отмечают, что и в наши дни смертность в этой возрастной группе относительно высока, а в древних Карфагене и Риме наверняка была еще выше.

Как отмечают ученые, убеждение, что карфагеняне приносили младенцев в жертву, основано не на археологических данных, а на свидетельствах греческих и римских писателей (в частности, Клитарха в III веке до нашей эры и Диодора Сицилийского в I веке до нашей эры) и других письменных источниках. Впрочем, ранее историки отмечали заметную корреляцию между положением Карфагена и количеством захоронений на Тофете: в годы войн и неурожая таких захоронений бывало гораздо больше. Однако и это не может однозначно свидетельствовать о массовых ритуальных детоубийствах: детская смертность могла возрастать из-за общего неблагополучия.

Считалось, что карфагеняне приносили в жертву мальчиков. Как выяснилось, на Тофете похоронены дети обоего пола, хотя среди исследованных останков мальчиков было заметно больше.

Ученые пришли к заключению, что карфагенский Тофет был просто детским кладбищем и никакого дополнительного ритуального значения не имел.