Учёные объяснили дальние миграции насекомых

Оказывается, насекомые тоже знают, как воспользоваться потоками ветра так, чтобы попасть в нужную точку как можно быстрее. Об этом свидетельствует масштабное исследование, проведённое биологами из нескольких университетов Великобритании.

Как и ожидалось, осенью насекомые мигрировали на юг (180°) в сторону северной Африки и Средиземного моря, а весной (0°) отправлялись обратно на север. Здесь треугольниками показаны направления, в которых стремились лететь разные виды насекомых, а кружками – среднее реальное перемещение (иллюстрация Science).

Долгое время учёные считали, что легкокрылые существа, путешествуя на дальние расстояния (иногда на сотни тысяч километров), полностью полагаются на волю ветра. Однако как тогда объяснить то, что осенью большинство ветров в Британии дует с востока, а насекомые всё же добираются до мест зимовки?

Возможно, бабочки, бражники, саранча, стрекозы и мотыльки вовсе не так глупы, как кажутся? Может быть, они используют те же сложные стратегии, что и перелётные птицы? Чтобы разобраться в этом вопросе, учёные использовали два вертикальных радара (наблюдения велись с 2000 по 2007 год).

Ранее провести подобные исследования было практически невозможно. Насекомые совершают перелёты очень высоко над землёй. Например, совка-гамма (Plusia gamma) движется на высоте 425 метров, то есть на уровне шпиля небоскрёба Empire State Building.

Однако современная техника позволила проследить за миграциями более чем ста тысяч малых созданий (ежегодно, по оценкам учёных, из Великобритании мигрирует около двух миллиардов насекомых).

Возможно, в будущем нынешнее исследование поможет инженерам построить лучших роботов-насекомых или же научиться предсказывать пути миграции вредителей сельскохозяйственных культур (фото NickJ365/flickr.com).

Биологи среди прочего установили, кто, когда, в каком направлении и на какой высоте пролетал мимо радаров. Затем учёные использовали специальную программу ¬– NAME, созданную в метеорологической службе Великобритании для слежения за загрязняющими атмосферу веществами. NAME сравнивала направленное движение насекомых и беспорядочные перелёты инертных частиц пыли.

Оказалось, что насекомые вели себя в потоке воздуха весьма активно, выбирая тот ветер, что нёс их в нужном направлении как можно дольше (поперёк или против потока они никогда не двигались). "Мы выяснили, что, хотя наши подопечные и полагаются на ветер, но они тщательно выбирают с каким потоком им лететь", — рассказывает доктор Джейн Хилл (Jane Hill) из университета Йорка.

Во время миграции многие бабочки, к примеру, постоянно изменяют положение тела, если ветер начинает их тащить не туда, куда им надо (как недавно стало известно, точное направление им указывает встроенный компас).

"Так как насекомые живут меньше птиц, они не могут себе позволить тратить энергию расточительно. Из-за этого им пришлось "придумать" более эффективные способы передвижения", – рассуждает один из авторов работы, доктор Джейсон Чэпмэн (Jason Chapman) из исследовательского института Rothamsted Research (фото с сайта enterprise-io.co.uk).

Изучив разные параметры, биологи определили, что суммарная скорость (самостоятельная плюс поток ветра) бабочек и мотыльков может достигать 90-100 километров в час. Получается, насекомые могут преодолеть 2000 километров от Африки до Великобритании всего-то за три-четыре ночи.

В статье в журнале Science авторы отмечают, что компьютерное моделирование показало: частица пыли в тех же условиях пролетела бы на 40% меньшее расстояние.