Учёные узнали химический состав древнего Мирового океана

Палеонтологам удалось узнать детали химического состава воды в древнем океане. Более того, ученые установили, что современных значений состав воды достиг примерно 24 млн лет назад.

Британские и американские ученые под руководством доктора Розалинды Коггон из Имперского колледжа в Лондоне выяснили важную деталь о химическом составе древнего океана Земли, сообщает Infox.ru.

На страницах журнала Science геологи представили новый метод, с помощью которого можно реконструировать химический состав палеоокеана. Суть метода состоит в анализе соотношения химических элементов – кальция и магния, стронция и кальция – в жилах, состоящих из карбоната кальция. Эти жилы находятся в океанической коре в районах срединно-океанических хребтов. Доктор Коггон, например, изучала древние жилы возрастом от 1,6 млн до 170 млн лет на дне Атлантики и Тихого океана.

Состав доисторического океана

Доктор Коггон обнаружила, что 170 млн лет назад соотношение кальция, магния и стронция было значительно ниже, чем в современном океане. Но примерно 24 млн лет назад это соотношение вдруг резко изменилось, поднявшись до современного уровня. Ученые считают, что именно в это время площадь океана перестала расти, а потом активность гидротермальных источников на дне океана пошла на убыль. И уменьшилась активность химического взаимодействия между водой и океанической корой.

По одной из версий, океан стал формироваться на Земле примерно 4 млрд лет назад (через 600 млн лет после образования нашей планеты). Все началось с процесса дегазации мантии. Тогда мантийные расплавы (в основном, базальты) вскипали и из глубоких недр поднимались к поверхности Земли, отдавая воду и газы. Ученые рассчитали, что быстрее всего дегазация воды из мантии происходила 2,5 млрд лет назад. Тогда вода поступала на поверхность Земли со скоростью 1,5 куб км в год.

Впрочем, есть версия космического происхождения Мирового океана. Она основана на анализе лунной поверхности, а также концентрации иридия в земной коре и в лунной породе. Согласно данным сторонников этой теории, во время поздней бомбардировки (как раз около 4 млрд лет назад) на Землю прилетело столько комет, что их как раз хватило для заполнения водой основных земных впадин.

Впрочем, примерно 2 млрд лет назад океан был относительно мелким – средние глубины достигали лишь 930 м (средняя глубина современного океана составляет 3800 м). Впрочем, и океаном-то назвать сложно множество изолированных между собой мелких водоемов. Над этими "мини-океанами" возвышались гребни срединно-океанических хребтов, которые потом накрыла вода. Но особенно выделялась громада ядер зарождающихся континентов – их высота достигала 6 км. Уже потом на них начали формироваться континенты, которые потом стали перемещаться, при этом менялась и площадь океана.

Океанические глубины таят в себе много неизведанного. Так, историки и археологи предполагают, что легендарная Атлантида может быть найдена на дне Атлантического океана. Год назад сервис Google Ocean сфотографировал вероятную сетку улиц Атлантиды.